Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по делу n А20-5303/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 21 июня 2013 года Дело № А20-5303/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З. М., судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибулатовой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы местной администрации городского округа Нальчик и муниципального казенного учреждения «Департамент по управлению городским имуществом местной администрации городского округа Нальчик» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2013 по делу № А20-5303/2012 (судья Шокумов Ю.Ж.) по заявлению открытого акционерного общества «Нальчикский завод полупроводниковых приборов» (г. Нальчик, ОГРН 1020700737386) о признании незаконным распоряжения и определении выкупной цены земельного участка, заинтересованное лицо: Местная администрация городского округа Нальчик, при участии в судебном заседании: от ОАО «НЗПП»: Жансуевой Ф.В. по доверенности от 22.01.2013,
У С Т А Н О В И Л: открытое акционерное общество «Нальчикский завод полупроводниковых приборов» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента по управлению городским имуществом местной администрации г. Нальчика (далее – Департамент) от 08.11.2012 № 1013 по определению стоимости земельного участка площадью 64 114 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Шогенова, 50, а также об определении выкупной цены указанного земельного участка по льготной цене – 2,5 процента от кадастровой стоимости спорного земельного участка. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Местная администрация городского округа Нальчик (далее – администрация). Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным распоряжение Департамента от 08.11.2012 №1013 в части определения стоимости земельного участка, расположенного в городе Нальчик, по улице Шогенова, 50, общей площадью 64 114 кв. м, с кадастровым номером 07:09:0103002:97 в сумме 31 682 574 руб. как противоречащее статьям 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Обязал Департамент определить стоимость указанного земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости. Суд пришел к выводу о том, что общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Непринятие органами местного самоуправления решения о продаже земельного участка в установленный законом срок повлекло за собой необоснованное увеличение выкупной стоимости спорного земельного участка. Не согласившись с принятым решением, администрация и Департамент обжаловали его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность, просили решение суда отменить. В обоснование жалоб указано, что при определении выкупной стоимости земельного участка органы местного самоуправления руководствовались положениями части 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики и постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2012 № 236-ПП «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений». В соответствии с указанными нормами установлена цена земли, применяемая для определения стоимости находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики земельных участков или собственность на которые не разграничена, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, в населенных пунктах Кабардино-Балкарской Республики с численностью населения: свыше 250 тысяч человек - в размере кадастровой стоимости земельного участка; до 250 тысяч человек - в размере 70 процентов от кадастровой стоимости земельного участка; до 25 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Согласно статьям 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Размер выкупной цены спорного земельного участка подлежит определению с учетом цены, устанавливаемой уполномоченными государственными органами. Согласно представленному отзыву общество считает доводы жалоб необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения. В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционный суд в порядке ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть жалобы в их отсутствие. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, находит решение суда первой инстанции от 20.03.2013 подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в порядке реализации прав предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Закон № 137-ФЗ) общество обратилось в администрацию с заявлением от 24.05.2012 № 147 о выкупе земельного участка общей площадью 64 268 кв. м с кадастровым номером 07:09:0103002:97, расположенного в г. Нальчик, ул. Шогенова, 50. Постановлением от 22.10.2012 № 1678 администрация приняла решение о продаже земельного участка обществу и указала Департаменту на подготовку и направление в адрес общества проекта договора купли-продажи. Во исполнение указанного постановления Департаментом издано распоряжение от 08.11.2012 № 1013, в соответствии с которым выкупная стоимость спорного земельного участка определена в сумме 31 682 574 руб., то есть равной кадастровой стоимости земельного участка. Проект договора купли-продажи обществу направлен не был. Несогласие общества с выкупной стоимостью земельного участка, установленной распоряжением Департамента от 08.11.2012 № 1013, явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд. По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона № 137-ФЗ следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Судом первой инстанции установлено, что объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:97, ранее являлись федеральной собственностью и приобретены обществом в процессе приватизации Государственного Нальчикского завода полупроводниковых приборов производственного объединения «Элькор» в форме его преобразования в открытое акционерное общество. Данное обстоятельство также подтверждается планом приватизации Нальчикского завода полупроводниковых приборов с приложением акта оценки зданий и сооружений, утвержденным Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по управлению государственным имуществом в 1994 году. С учетом того этого, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок в орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, принимает решение о его предоставлении. В месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, осуществляет подготовку проекта договора его купли-продажи или аренды и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Судом первой инстанции установлено, что общество обратилось с соответствующим заявлением (исх. № 147 от 24.05.2012) в администрацию до 01.07.2012, между тем администрация, получив указанное заявление 28.05.2012, в установленный законом месячный срок не приняла решение о предоставлении земельного участка в собственность и не направила заявителю проект договора купли-продажи. Постановление администрацией принято лишь 22.10.2012, а Департаментом издано распоряжение 08.11.2012. Таким образом, непринятие органами местного самоуправления решения о продаже земельного участка в установленный законом срок повлекло за собой необоснованное увеличение выкупной стоимости спорного земельного участка. С учетом изложенного цена выкупа земельного участка должна быть установлена на момент, когда уполномоченным органом должно было быть принято решение о предоставлении земельного участка в собственность (в данном случае до 25.06.2012), а не на момент фактического принятия решения 22.10.2012 и спорного распоряжения от 08.11.2012. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что распоряжение Департамента от 08.11.2012 №1013 не соответствует статьям 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Подлежит отклонению довод жалоб о том, что размер выкупной цены спорного земельного участка подлежит определению с учетом цены, устанавливаемой уполномоченными государственными органами, в частности положениями части 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики и постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2012 № 236-ПП «Об установлении цены земельных Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2013 по делу n А63-18254/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|