Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по делу n А20-5303/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                            

21 июня 2013 года                                                                                    Дело № А20-5303/2012                  

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.

             Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сулейманова З. М.,

судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                      Бибулатовой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы местной администрации городского округа Нальчик и муниципального казенного учреждения «Департамент по управлению городским имуществом местной администрации городского округа Нальчик»  на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2013 по делу  № А20-5303/2012 (судья Шокумов Ю.Ж.)

по заявлению открытого акционерного общества «Нальчикский завод полупроводниковых приборов» (г. Нальчик, ОГРН 1020700737386)

о признании незаконным распоряжения и определении выкупной цены земельного участка,

заинтересованное лицо: Местная администрация городского округа Нальчик,

при участии в судебном заседании:

от ОАО «НЗПП»: Жансуевой Ф.В. по доверенности от 22.01.2013,

                                                

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Нальчикский завод полупроводниковых приборов» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента по управлению городским имуществом местной администрации                   г. Нальчика (далее – Департамент) от 08.11.2012 № 1013 по определению стоимости земельного участка площадью 64 114 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Шогенова, 50, а также об определении выкупной цены указанного земельного участка по льготной цене – 2,5 процента от кадастровой стоимости спорного земельного участка.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Местная администрация городского округа Нальчик (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2013  заявленные требования удовлетворены. Суд признал  недействительным распоряжение Департамента от 08.11.2012 №1013 в части определения стоимости земельного участка, расположенного в городе Нальчик, по улице Шогенова, 50, общей площадью 64 114 кв. м, с кадастровым номером 07:09:0103002:97 в сумме 31 682 574 руб. как противоречащее статьям 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Обязал Департамент определить стоимость указанного земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.

Суд пришел к выводу о том, что общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Непринятие органами местного самоуправления решения о продаже земельного участка в установленный законом срок повлекло за собой необоснованное увеличение выкупной стоимости спорного земельного участка.

   Не согласившись с принятым решением, администрация и Департамент обжаловали его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность, просили решение суда отменить.

В обоснование жалоб указано, что при определении выкупной стоимости земельного участка органы местного самоуправления руководствовались положениями части 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики и постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2012              № 236-ПП «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений». В соответствии с указанными нормами установлена цена земли, применяемая для определения стоимости находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики земельных участков или собственность на которые не разграничена, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, в населенных пунктах Кабардино-Балкарской Республики с численностью населения: свыше 250 тысяч человек - в размере кадастровой стоимости земельного участка; до 250 тысяч человек - в размере 70 процентов от кадастровой стоимости земельного участка; до 25 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно статьям 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Размер выкупной цены спорного земельного участка подлежит определению с учетом цены, устанавливаемой уполномоченными государственными органами.

Согласно представленному отзыву общество считает доводы жалоб необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционный суд в порядке ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть жалобы в их отсутствие.

   Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, находит решение суда первой инстанции от 20.03.2013 подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой  инстанции, в порядке реализации прав предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Закон № 137-ФЗ) общество обратилось в  администрацию с заявлением от 24.05.2012 № 147 о выкупе земельного участка общей площадью 64 268 кв. м с кадастровым номером 07:09:0103002:97, расположенного в г. Нальчик, ул. Шогенова, 50.

Постановлением от 22.10.2012 № 1678 администрация приняла решение о продаже земельного участка обществу и указала Департаменту на подготовку и направление в адрес общества проекта договора купли-продажи.

Во исполнение указанного постановления Департаментом издано распоряжение от 08.11.2012 № 1013, в соответствии с которым выкупная стоимость спорного земельного участка определена в сумме 31 682 574 руб., то есть равной кадастровой стоимости земельного участка. Проект договора купли-продажи обществу направлен не был.

Несогласие общества с выкупной стоимостью земельного участка, установленной распоряжением Департамента от 08.11.2012 № 1013, явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона № 137-ФЗ следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.

Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона                № 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.

Судом первой инстанции установлено, что объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:97, ранее являлись федеральной собственностью и приобретены обществом в процессе приватизации Государственного Нальчикского завода полупроводниковых приборов производственного объединения «Элькор» в форме его преобразования в открытое акционерное общество. Данное обстоятельство также подтверждается планом приватизации Нальчикского завода полупроводниковых приборов с приложением акта оценки зданий и сооружений, утвержденным Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по управлению государственным имуществом в 1994 году.

С учетом того этого, является правильным вывод суда первой инстанции  о том,  что общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления о  приобретении прав на земельный участок в  орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, принимает решение о его предоставлении. В месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, осуществляет подготовку проекта договора его купли-продажи или аренды и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

            Судом первой инстанции установлено, что общество обратилось с соответствующим заявлением (исх. № 147 от 24.05.2012) в администрацию до 01.07.2012, между тем администрация, получив указанное заявление 28.05.2012, в установленный законом месячный срок не приняла решение о предоставлении земельного участка в собственность и не направила заявителю проект договора купли-продажи. Постановление администрацией принято лишь 22.10.2012, а Департаментом издано распоряжение 08.11.2012.

Таким образом, непринятие органами местного самоуправления решения о продаже земельного участка в установленный законом срок повлекло за собой необоснованное увеличение выкупной стоимости спорного земельного участка.

            С учетом изложенного цена выкупа земельного участка должна быть установлена на момент, когда уполномоченным органом должно было быть принято решение о предоставлении земельного участка в собственность (в данном случае до 25.06.2012), а не на момент фактического принятия решения 22.10.2012 и спорного распоряжения от 08.11.2012.

            При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что распоряжение Департамента от 08.11.2012 №1013 не соответствует статьям 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Подлежит отклонению довод жалоб о том, что размер выкупной цены спорного земельного участка подлежит определению с учетом цены, устанавливаемой уполномоченными государственными органами, в частности положениями части 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики и постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2012 № 236-ПП «Об установлении цены земельных

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2013 по делу n А63-18254/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также