Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 по делу n А15-2142/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

16 мая 2013 года                                                                                          Дело № А15-2142/2012                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2013 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибулатовой Э.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Даггаз» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.02.2013 по делу № А15-2142/2012

по иску открытого акционерного общества «Даггаз» (г. Махачкала, Республика Дагестан, ИНН 0500000062, ОГРН 1020502461792)

к муниципальному образованию городской округ «город Буйнакск» в лице муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений городского округа «город Буйнакск» (г. Буйнакск, Республика Дагестан, ИНН 0543000564, ОГРН 1020502054539)

об урегулировании разногласий по договору купли-продажи земельного участка № 50 от 25.09.2012

и по встречному иску администрации городского округа «город Буйнакск» Республики Дагестан (г. Буйнакск, Республика Дагестан, ИНН 0543000878, ОГРН 1020502056233)

к открытому акционерному обществу «Даггаз»

об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Даггаз»: представитель Насрутдинов И.А. (по доверенности от 09.01.2013),

от муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений городского округа «город Буйнакск»: представитель Сиражутдинов М.Б. (по доверенности № 161 от 19.04.2013),

от администрации городского округа «город Буйнакск» Республики Дагестан: представитель Сиражутдинов М.Б. (по доверенности № 213 от 22.04.2013),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Даггаз» (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к муниципальному образованию городской округ «город Буйнакск» в лице муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений городского округа «город Буйнакск» (далее по тексту  – Управление) об урегулировании разногласий по договору купли-продажи земельного участка площадью 6668,0 кв.м. с кадастровым № 05:44:000032:13, расположенного по адресу: г. Буйнакск, ул. Имама Газимагомеда, 4, в части, касающейся размера выкупной цены земельного участка и оснований ее определения (с учетом уточненных требований).

Одновременно, администрация городского округа «город Буйнакск» заявило встречное требование о понуждении заключить договор купли-продажи спорного земельного участка на условиях, установленных постановлением № 444 от 20.07.2012.

Решением от 11.02.2013 суд изложил пункты 2.1 и 2.2 договора купли-продажи земельного участка № 50 от 25.09.2012 в следующей редакции: «2.1 Цена земельного участка составляет 1 147 496 (один миллион сто сорок семь тысяч четыреста девяносто шесть) рублей 12 копеек. 2.2 Указанная в пункте 2.1 договора цена установлена в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 в размере кадастровой стоимости земельного участка согласно кадастровому паспорту от 30.11.2011 № 05-201/11-2969». В удовлетворении встречного иска администрации городского округа «город Буйнакск» Республики Дагестан, судом отказано.

Общество не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит его изменить в части удовлетворенных требований.

В отзыве на жалобу Управление просит решение суда от 11.02.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании, представитель общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции от 11.02.2013 изменить, апелляционную жалобу -удовлетворить.

Представитель администрации и Управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.02.2013 по делу № А15-2142/2012 в обжалуемой части является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Из материалов дела следует, что общество является собственником нежилого помещения общей площадью 668,20 кв.м., литера А, с кадастровым № 05-05-01/033/206-231, находящееся по адресу: г. Буйнакск, ул. И. Газимагомеда, 4. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.08.2011.

20.07.2011 общество обратилось в администрацию о предоставлении в собственность земельного участка площадью 7300 кв.м. с кадастровым № 05:44000032:0013, расположенный по адресу: г. Буйнакск, ул. И. Газимагомеда,4, исходя из стоимости согласно действующему законодательству.

Письмом № 106 от 05.09.2011 администрация сообщило обществу о том, что для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность за плату необходимо представить документы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом № 370 от 30.10.2007.

13.01.2012 и 27.03.2012 общество повторно обратилось в администрацию о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

12.03.2012 и 05.05.2012 письмами № № 51 и 91 администрация уведомила общество об отказе в заявленной просьбе. Отказ мотивирован не представлением испрашиваемых документов, согласно перечням, утвержденным приказами Министерства экономического развития России № 370 от 30.10.2007 и № 475 от 13.09.2011.

20.07.2012 постановлением администрации «О приватизации земельного участка ОАО «Даггаз» № 444, на основании обращения от 03.07.2012, обществу предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 6668,0 кв.м. (государственный кадастровый № 05:44:000032:13, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания производственной базы, административных, вспомогательных зданий и сооружений), расположенный по адресу: ул. Имама Газимагомеда, 4 в г. Буйнакске Республики Дагестан. Одновременно. Управлению поручено определить рыночную стоимость земельного участка, установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, заключить с обществом договор купли – продажи предоставляемого земельного участка с установлением цены на землю в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Полагая, что цена выкупа спорного земельного участка должна производиться по льготной цене, общество обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.

В силу пункта пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, на основании статьи 445 данного Кодекса, либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заключение договора, связанного с реализацией положений данного Кодекса является обязательным для ответчика.

Цена является существенным условием договора купли-продажи земельного участка.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Из пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» № 11 от 24.03.2005 следует, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 до 01.07.2012 осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше трех миллионов человек, и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

При этом, определяющим критерием применения данных цен при выкупе указанных земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.

Приказом Министерства экономического развития № 370 от 30.10.2007 (далее по тексту – Перечень № 1) утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 475 от 13.09.2011 (далее по тексту – Перечень № 2) утвержден новый перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что к заявлению общества № РГ-04-01/323 от 20.07.2011, поданному в администрацию, не были приложены необходимые документы, предусмотренные Перечнем № 1.

При обращении общества в администрацию с заявлениями от 13.01.2012 и 27.03.2012 не представлена, как предусмотрено Перечнем № 2, выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке). В отношении земельного участка - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним также не представлена. Доказательств представления обществом в уполномоченный орган уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на здания, строения, сооружения, а также о зарегистрированных правах на приобретаемый спорный участок, в материалах дела не имеется.

В пункте 2 Перечня № 2 установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе представить их вместе с соответствующим заявлением.

Следовательно,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 по делу n А63-15511/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также