Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2013 по делу n А22-1996/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                                

29 апреля  2013 года                                                                                 Дело № А22-1996/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.

        Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сулейманова З. М.,

судей: Луговой Ю.Б., Фриева А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибулатовой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.12.2012 по делу                           № А22-1996/2012 (судья Хазикова В.Н.)

по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе о ликвидации жилищного накопительного кооператива «Энергетик (г. Элиста, ОГРН 1080816002156),

в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее – заявитель, РО ФСФР России в ЮФО, Региональное отделение) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением о ликвидации жилищного накопительного кооператива «Энергетик» (далее - ЖНК «Энергетик», кооператив).

В обоснование требований истец ссылается на нарушение ЖНК «Энергетик» требований пунктов 7, 9 Порядка представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости, утвержденного Приказом ФСФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н (далее - Порядок № 06-17/пз-н), пунктов 2, 6 Порядка представления жилищными накопительными кооперативами годовых отчетов, утвержденного приказом ФСФР России от 03.10.2006 № 06-113/пз-н (далее - Порядок № 06-13/пз-н).

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием достаточных оснований для ликвидации юридического лица.

Не согласившись с принятым решением, РО ФСФР России в ЮФО обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель указал на допускаемые кооперативом в своей деятельности грубые и неоднократные нарушения обязанности по предоставлению в РО ФСФР России в ЮФО надлежаще оформленных годового и ежеквартального отчетов о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости. ЖНК «Энергетик» неоднократно привлекался к административной ответственности на неисполнение предписаний РО ФСФР России в ЮФО.

            ЖНК «Энергетик» отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 156  АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.

Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  ЖНК «Энергетик» зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Элисте 23.04.2008 и включен в реестр жилищных накопительных кооперативов ФСФР России.

В ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о жилищных накопительных кооперативах Региональным отделением установлены нарушения ЖНК «Энергетик» требований законодательства о жилищных накопительных кооперативах, а именно: пунктов 7, 9 Порядка № 06-17/пз-н и пунктов 2, 6 Порядка № 06-13/пз-н, выразившихся в непредставлении отчетности за IV квартал 2011 года; годовой отчетности за 2011 год и отчетности за I-II кварталы 2012 года.

Указанные нарушения были зафиксированы в актах о выявлении административного правонарушения от 19.04.2012, от 09.06.2012.

В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по организации деятельности территориальных органов ФСФР России по порядку сбора и рассмотрения отчетности жилищных накопительных кооперативов, утвержденных приказом ФСФР России от 03.10.2006 № 06-114/пз-н в случае несоблюдения кооперативом требования Федерального закона о представлении отчетности, нарушения сроков представления отчетности, представления неполного комплекта документов, входящих в состав отчетности, нечеткого заполнения форм отчетности, неправильного оформления отчетности, несоответствия данных кооператива, отраженных в отчетности, нормам Федерального закона территориальные органы вправе выдавать кооперативу обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям.

Кооперативу неоднократно направлялись предписания об устранении выявленных  нарушений.

РО ФСФР России в ЮФО, полагая, что изложенные обстоятельства являются основанием для ликвидации ЖНК «Энергетик», обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» кооператив может быть ликвидирован по решению суда в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и устава кооператива.

Пункт 3 статьи 14 данного Федерального закона  определяет, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе предъявить в суд требование о ликвидации кооператива в случае неоднократного или грубого нарушения положений настоящего Федерального закона, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317).

Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Региональное отделение ссылается на допущение кооперативом грубого нарушения требований законодательства Российской Федерации, выразившегося в неоднократном невыполнении предписаний территориального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, невыполнении обязанности по предоставлению в Региональное отделение отчетности жилищного накопительного кооператива, соответствующей требованиям законодательства.

Согласно статье 52 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» в случае нарушения кооперативом требований настоящего Федерального закона, неисполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, отказа от предоставления информации или предоставления членам кооператива и другим гражданам неполной или недостоверной либо заведомо ложной информации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе: 1) требовать от органов кооператива устранения выявленных нарушений; 2) давать кооперативу обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; 3) применять меры ответственности, установленные настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае неисполнения кооперативом в установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, срок предписания об устранении выявленных нарушений, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу правам и законным интересам членов кооператива, указанный орган вправе вынести предписание о приостановлении деятельности кооператива по привлечению новых членов кооператива до устранения кооперативом соответствующих нарушений. В случае неисполнения кооперативом требований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, указанный орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации кооператива. В случае осуществления кооперативом деятельности, запрещенной законом, либо в случае неоднократных или грубых нарушений кооперативом настоящего Федерального закона, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации кооператива.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П, устанавливая правовое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов предпринимательской деятельности, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что юридическое лицо в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов может быть ликвидировано по решению суда (пункт 2 статьи 61). Названная норма под угрозой содержащейся в ней санкции понуждает юридические лица - коммерческие организации различных организационно-правовых форм, включая производственные кооперативы, осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

В то же время отсутствие конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличие вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, предполагается, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду, с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Из данных разъяснений следует, что отдельные нарушения нормативно-правовых актов, допущенные как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, сами по себе не могут являться основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер.

Таким образом, нарушения законодательства и вызванные ими последствия должны быть столь существенными, что ликвидация юридического лица будет единственной мерой, необходимой для защиты прав и интересов других лиц.

Судом первой инстанции установлено, что допущенные ЖНК «Энергетик» нарушения не носят неустранимого характера, а также не являются настолько существенными, чтобы послужить причиной для его ликвидации. Факт отсутствия ЖНК «Энергетик» по юридическому адресу не влечет с неизбежностью создание реальной угрозы правам и законным интересам членов кооператива, либо иным лицам.

Ссылаясь на нарушение действиями кооператива прав и законных интересов граждан - членов кооператива, заявитель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих существенных нарушений законодательства, позволяющих сделать вывод о том, что ликвидация кооператива будет являться единственным способом защиты прав и интересов его членов. Доказательства того, что нарушения, на которые ссылается заявитель, повлекли негативные правовые последствия, обуславливающие необходимость ликвидации юридического лица, в материалы дела также не представлены.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что кооперативу в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» предоставлено право добровольной ликвидации, однако кооператив таким правом не воспользовался.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии достаточных оснований для ликвидации кооператива.

Доводы жалобы апелляционным судом проверены и отклонены за необоснованностью.

Нарушений либо неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, апелляционный

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2013 по делу n А63-16729/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также