Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2008 по делу n А18-1337/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8(87934) 6-03-31, e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

24 февраля  2008 г.                                                                           г. Ессентуки

  

Дело № А18-1337/2006

Ап. пр-во № 16АП-872/07(2)

  

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля  2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля  2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи  Луговой Ю.Б., 

судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Жуковым Е.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу Республиканского фонда ОМС г. Назрань Республики Ингушетия  на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.12.2007 г. по делу № А18-1337/2006 по иску Республиканского фонда ОМС г. Назрань к Администрации Малгобекского района, г. Малгобек о взыскании 2 041 159 руб. 90 коп.

при участии: 

от истца: представитель Тимурзиев Р.И. по доверенности № 01 от 18.02.08 г.,

от  ответчика:  не явились, уведомлены надлежащим образом,

  

УСТАНОВИЛ:

Республиканский фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - фонд) обратился в арбитражный суд Республики Ингушетия  с заявлением о взыскании с администрации Малгобекского района Республики Ингушетия (далее - администрация) недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени (уточненные требования).

Администрация предъявила встречный иск о признании недействительными пунктов 4, 9 договоров на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 2002 - 2006 годы.

Решением   суда   от   24.04.07   в   удовлетворении   первоначального   заявления отказано, встречный иск удовлетворен в полном объеме. Суд исходил из того, что предъявленная ко взысканию сумма недоимки не соответствует фактическому количеству   неработающего   населения   в   Малгобекском   районе   Республики Ингушетия.

 Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2007 года решение от  24.04.07 года отменено полностью и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Определением арбитражный суд Республики Ингушетия  от 24.10.2007 г. производство по встречному исковому заявлению прекращено.

Решением  арбитражного суда  Республики  Ингушетия от 14.12.2007 г.   в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с  принятым решением суда первой инстанции, Республиканский фонд обязательного медицинского страхования   обратился  с  апелляционной жалобой, в которой просит решение  суда отменить  и принять новый судебный акт, обосновав свою позицию тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, администрацией района не выполнила свои обязательства в полном объеме и сумма задолженности за 2006 г. составила 3 896 200 рублей, по истечении  установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени.

Ответчик  Администрация Малгобекского района РИ предоставила отзыв, согласно которого считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с нормами материального и процессуального права, по   исследованным материалам, которым дана верная оценка. Сроки, указанные в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налогов.  Просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился,  извещен надлежащим образом. 

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их  отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение  Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.12.2007 г. по делу № А18-1337/06 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.12.2007 г. по делу № А18-1337/2006 проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.

 Заслушав сторону, исследовав  материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и  поступившего отзыва, апелляционный  суд считает, что решение  суда первой инстанции законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, фонд обязательного медицинского страхования провел проверку администрации по вопросу своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.02 по 01.07.04. По результатам проверки составлен акт от 19.02.07 № 03-001, в соответствии с которым выявлена задолженность за проверяемый период.

Неуплата администрацией недоимки послужила основанием для обращения фонда в арбитражный суд.

В соответствии со статьями 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 № 4543-1, администрация является страхователем по обязательному медицинскому страхованию   неработающего   населения   как   орган   местного самоуправления и обязана осуществлять платежи страховых взносов.

В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.01 № 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлено, что органы местного самоуправления перечисляют средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается  целевая  дотация  из  бюджета  вышестоящих  органов исполнительной власти.

Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Аналогичное положение содержится в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 № 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Согласно данной Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В силу приведенных норм органы местного самоуправления участвуют в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неработающего населения.

Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.

Поскольку администрация является страхователем, она обязана осуществлять страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения. При наличии недоимки по страховым взносам на неработающее население  суд  не  вправе   отказать  в  удовлетворении  требований  фонда  о взыскании   с   администрации   соответствующей   задолженности, указав   на неопределенность      количества     неработающего      населения. Фактическая численность неработающего населения, а следовательно и сумма страховых взносов по территориальной программе должны определяться в соответствии с договором обязательного медицинского страхования неработающих граждан, заключенным     территориальным     фондом      обязательного      медицинского страхования  и  местной   администрацией,   а   при   наличии   противоречий  на основании и иных документов, с достоверностью подтверждающих численность неработающего населения.

Суд первой инстанции пришел к правильному  выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со статьями 46. 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ, ст. 19 ФЗ № 118 - ФЗ от 5.08.2002г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах», пунктами 5, 7, 8, 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.01.1993 года № 4549-1, статьей 26 Закона РФ от 26.06.1991г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», ст. 26 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» фондом пропущен пресекательный срок, установленный налоговым законодательством, для взыскания спорной суммы пеней, ст. 70 Налогового кодекса РФ, т.е. в течение 3-х месяцев после наступления сроков уплаты. Данное положение применяется также при взыскании пеней (п. 10 ст. 48 кодекса).

Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (ч.1 ст.3 НК РФ) указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок и сборам с юридических лиц.

Сроки, указанные в пункте 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.

С учетом приведенных норм законодательства сроки на обращение фонда в арбитражный суд подлежали исчислению по взысканию пеней за задолженность за 2002 -2006 год администрацией района перечислены 100% средств заложенных в бюджете района на 2006 год на эти цели согласно утвержденного бюджета района, где было заложено 56 млн.руб.. перечислено в ФОМС 56 млн.руб., что подтверждается представителем истца. При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.

  С учетом изложенного,  исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права оспариваемый судебный акт  принят  при правильном применении норм права, содержащиеся в нем  выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом  не выявлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь  ст.ст.269-271 АПК РФ, суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

  

Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.12.2007 г. по делу № А18-1337/2006   оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканского фонда ОМС г. Назрань Республики Ингушетия без удовлетворения.

 Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                     Ю.Б. Луговая

Судьи                                                                                   Е.В. Жуков      

                                                                                             

                                                                                        З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2008 по делу n А63-2699/07-С2. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также