Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 по делу n А25-688/07-5-11. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОНЫЙ
СУД
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8(87934) 6-03-31, e-mail: [email protected]
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Ессентуки Дело № А25-688/07-5-11 24 октября 2007 г. Вх.16АП-1624/07
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2007 года. Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи: Фриева А.Л., судей: Винокуровой Н.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания судьёй Фриевым А.Л., рассмотрев апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.08.2007 по делу № А25-688/07-5-11 по иску ЗАО «Центр внедрения «Протек» к Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики о взыскании 268 538 руб. 54 коп., при участии в заседании: от Министерства финансов и имущественных отношений КЧР: Узденова Р.С. – по доверенности № 2 от 10.01.2007. от Министерства здравоохранения и курортов КЧР: не явились, извещены надлежащим образом, от ЗАО «Протек»: не явились, извещены надлежащим образом, от РСУ «Ресформация»: не явились, по адресу отсутствует, У С Т А Н О В И Л: ЗАО Фирма «Центр внедрения «Протек» (далее по текст - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики о взыскании в субсидиарном порядке 268 538 руб. 54 коп. задолженности РГУ «Ресфармация» (далее - Учреждение) по договору поставки № 199 от 12.03.05 г. Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.08.07 к участию в деле в качестве другого ответчика было привлечено Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.08.2007 требования ЗАО Фирмы «Центр внедрения «Протек» удовлетворено. Суд привлек Карачаево-Черкесскую Республику в лице Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики к субсидиарной ответственности в отношении задолженности РГУ «Ресфармация» по договору поставки лекарственных препаратов № 199 от 12.04.05 г., взысканной решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.10.05 г. по делу № А25-2083/05-5, а именно на сумму 181 802 руб. 49 коп. основного долга, 80 000 руб. пени, 6 736 руб. 05 коп. госпошлины. В иске к Министерству финансов и имущественных отношений КЧР отказано. Не согласившись с данным решением, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики обжаловало его и просит отменить решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.08.2007 года, в части привлечения Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики к субсидиарной ответственности в отношении задолженности РГУ «Ресфармация» по договору поставки лекарственных препаратов № 199 от 12.04.2005, взысканной решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.05.2005 по делу № А-25-2083/05-5, а также в части взыскания с субсидиарного должника казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики в пользу ЗАО Фирма «Центр внедрения « Протек» 181 802 рубля 49 копеек основного долга за поставленные медикаменты, 80 000 рублей пени, 6 736 рублей 05 копеек расходов по государственной пошлине, всего 268 538 рублей 54 копеек, в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и принять новый судебный акт. Представитель Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в судебном заседании просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Представитель Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, предоставлено ходатайство, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Представитель ЗАО Фирмы «Центр внедрения «Протек» в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, предоставлено ходатайство, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Представитель РГУ «Ресфармация» в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие. Рассмотрев материалы дела, а также апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, апелляционный суд пришёл к выводу о необходимости отмены решения в части привлечения к субсидиарной ответственности на сумму госпошлины в размере 6 736 руб. 05 коп. и взыскания данной суммы; в остальной части – о необходимости оставления принятого решения без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, между истцом и Учреждением – РГУ «Ресфармация» был заключен договор поставки № 199 от 12.03.05 г. в соответствии с которым истец обязался поставлять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, а Учреждение - принимать и оплачивать указанные товары. Неисполнение в полном объеме Учреждением обязанности по оплате полученных по договору № 199 от 12.03.05 г. товаров послужило причиной обращения истца в арбитражный суд с иском к Учреждению. Вступившим в законную силу решением АС КЧР от 18.10.05 г. по делу № А25-1/05-5 с Учреждения в пользу истца было взыскано 181 802 руб. 49 коп. основного долга, 80 000 руб. пени, а также 6 736 руб. 05 коп. расходов по уплаченной истцом государственной пошлине. Арбитражным судом истцу на взыскание указанных сумм выданы исполнительные листы № 005346/5 и № 005347/5 от 30.11.05 г., которые были предъявлены истцом к взысканию в установленном порядке. Черкесским городским отделом УФССП по КЧР 17.01.06 г. было возбуждено исполнительное производство №5896/24/06. Впоследствии 14.02.07 г. судебным приставом-исполнителем Хубиевым Б.О. был составлен акт о невозможности взыскания в связи с отсутствием у Учреждения имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые можно было бы обратить взыскание. Постановлением от 14.02.07 г. исполнительное производство №5896/24/06 окончено в связи с невозможностью взыскания. Указанные обстоятельства явились основаниями к предъявлению истцом настоящего иска. В соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование. Из материалов дела видно, что требования п.1 ст. 399 ГК РФ истцом соблюдены. Согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В соответствии с п.1 ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его сопряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Из представленного в деле устава усматривается, что Учреждение является государственной организацией, созданной для обеспечения лечебных и лечебно-профилактических учреждений и населения Карачаево-Черкесской Республики лекарственными препаратами, медицинской продукцией, иными товарами, предназначенными для оказания медико-санитарных услуг. Учредителями Учреждения выступили Министерство здравоохранения и курортов КЧР и Министерство имущественных отношений КЧР. Таким образом, Учреждение по смыслу п.2 ст. 120 ГК РФ относится к числу бюджетных учреждений. Согласно п. 2.10 устава Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его ведении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества - Карачаево-Черкесская Республика. Пунктом 2 Постановления № 23 от 22.06.06 г. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также пунктом 7 Постановления № 21 22.06.06 г. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование. При удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом не допустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-ивового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну. В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Судом привлечено Министерство здравоохранения и курортов КЧР в качестве главного распорядителя бюджетных средств. Согласно п.1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации - это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. В соответствии с Законами Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете» на соответствующие годы главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на обеспечение деятельности подведомственных учреждений в сфере услуг сфере здравоохранения и централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования является Министерство здравоохранения и курортов КЧР, которое утверждает сметы доходов и расходов Учреждения, распределяет лимиты бюджетных обязательств и исполняет соответствующую часть бюджета, осуществляет контроль за пользованием Учреждением бюджетных средств, готовит и представляет Министерству шансов и имущественных отношений КЧР, ответственному за контроль исполнения республиканского бюджета в целом, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов. Не может быть принят во внимание судом изложенный в отзыве Министерства финансов и имущественных отношений КЧР довод о том, что в бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2007 год не запланированы расходы на содержание Учреждения. Данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в привлечении Карачаево-Черкесской Республики как собственника имущества Учреждения в установленном порядке к субсидиарной ответственности по обязательствам Учреждения, возникшим в 2005 - 2006 г.г. Таким образом, судом правомерно привлечено к субсидиарной ответственности публично-правовое образование – Карачаево-Черкесская республика. Вместе с тем, судом первой инстанции незаконно возложена субсидиарная ответственность на Карачаево-Черкесскую республику на сумму госпошлины в размере 6 736,05 руб. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ вопросы уплаты государственной пошлины регулируются именно данной отраслью права. Между тем, гражданско-правовые обязательства и условия возникновения оснований для привлечения к субсидиарной ответственности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу анализа взысканных решением Арбитражного суда КЧР от 18.10.2005. денежных сумм следует, что в состав взысканных средств входит сумма госпошлины, которая не является составной частью гражданско-правового обязательства. Гражданский кодекс не предусматривает возможность субсидиарной ответственности по налоговым платежам (сборам). При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене в этой части. На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.08.2007 по делу № А25-688/07-5-11 отменить в части привлечения к субсидиарной ответственности Карачаево-Черкесской Республики и взыскания с казны Карачаево-Черкесской Республики 6736 рублей 05 копеек государственной пошлины. В этой части иска отказать. В остальной части решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.08.2007 по делу № А25-688/07-5-11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Л. Фриев Судьи Н.В. Винокурова
И.А. Цигельников Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 по делу n А63-4902/07-С2. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|