Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу n А22-1459/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А22-1459/2010

07 июня 2011 года                              Апелляционное производство   № 16АП-716/2011 (1,2)                 

                                                        Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2011,

                                                          постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2011.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Винокуровой Н.В., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия и открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 07.02.2011 по делу №А22-1459/2010 (судья Садваев Б.Б.)

по иску открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» (ИНН 0814166090, ОГРН 1050866787982)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

третьи лица: отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Лаганскому району, Министерство   здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия

о взыскании задолженности по предоставленным льготам в размере 71 406 руб. 05 коп.

в отсутствие представителей сторон,

У С Т А Н О В И Л:

 

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.2010 по делу №А22- 1145/2010 исковые требования ОАО «Калмэнергосбыт» (далее – истец, общество) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик, Минфин России) в части взыскания за счет казны Российской Федерации убытков в размере 71 406 руб. 05 коп. (без НДС) выделены в отдельное производство. Делу присвоен номер №А22-1459/2010.

            Мотивируя свои требования ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по возмещению льгот по государственному контракту на финансирование мер социальной защиты педагогических работников Лаганского района Республики Калмыкия № 81 от 11.01.2010, что привело к образованию задолженности за май, июнь, июль 2010 года на сумму 71 406 руб. 05 коп. (без НДС), общество обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 07.02.2011 исковые требований удовлетворены частично, взыскано  в пользу общества  с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 68 148 руб. 51 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам Лаганского района Республики Калмыкия за период с мая по июль 2010 года, а также судебных издержек в размере 950 руб. 16 коп., всего – 69 098 руб. 67 коп.  В остальной части иска отказано.

Суд первой инстанции исходил из того, что не полученные истцом доходы должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд первой инстанции исключил сумму налога на добавленную стоимость.

  Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минфин России  обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе  в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, Минфин России является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходные обязательства по предоставлению льгот педагогическим работникам являются обязательствами Республики Калмыкия. Считает, что судебные издержки, связанные с ксерокопированием документов, должны быть отнесены на истца.

  Общество не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности по предоставленным льготам в размере 3 257 руб. 54 коп. педагогическим работникам (Кутыгиной Г.В., Муковниковой П.Н., Батыровой Г.В., Андрюшкеевой Г.Ю., Очировой О.С., Алымову А.А.), проживающих в   г. Лагань, просит решение в данной части изменить, взыскать с ответчика  71 406 руб. 05 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам Лаганского района за период с мая по июль 2010 года. Жалоба мотивирована тем, что указанные выше педагогические работники относятся к категории граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с п. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочий поселков (поселков городского типа) по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.11.2009 № 437 (в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 19.01.2010 № 4) (далее – Порядок).

  Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако  представителей  в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в  отсутствие их представителей.

  Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции от 07.02.2011 в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.

  Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

            Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (Поставщик), Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Заказчик) и отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Лаганскому району (Плательщик) заключили договор на возмещение расходов по оплате электроэнергии педагогическим работникам образовательных учреждений от 11.01.2010 № 80  Согласно п. 1.1 договора Плательщик поручает, а Поставщик обязуется предоставить  льготы по оплате электроэнергии по фактически произведенным расходам электроэнергии, подтвержденных сетевой организацией, потребителям, имеющим право на меры социальной поддержки, на основании предоставленных Плательщиком реестров Поставщику (приложение №1), в соответствии с нормативно-правовыми актами.

            В свою очередь Плательщик обязался своевременно и в полном объеме оплачивать

Поставщику предоставленные в соответствии с контрактами льготы по оплате электроэнергии (п. 1.2 договора).

  Конкретные права и обязанности сторон предусмотрены разделом 2 договора.

            В п. 3.2 договора стороны установили следующий порядок расчетов: заказчик осуществляет финансирование расходов по предоставленным льготам по оплате за электроэнергию, льготной категории граждан из соответствующего бюджета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Плательщику. Плательщик, согласно выставленным Поставщиком счетам- фактурам и отчету поставщика перечисляет финансовые средства на расчетный счет Поставщика в сроки, установленные пунктом 2.4.3. контракта.

            За период с мая по июль 2010 года общество предоставило льготы по оплате за электроэнергию педагогическим работникам Лаганского  района в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон об образовании).

            Так, обществом выставлены отделу социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Лаганскому району для оплаты счета- фактуры № 13/001130 от 31.05.2010, № 13/001421 от 30.06.2010,            № 13/001700 от 31.07.2010 на общую сумму 71 406 руб. 05 коп.

            Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (подписанными истцом и отделом отчетами о предоставлении льгот за отпущенную электроэнергию льготной категории абонентов за май-июль 2010 года, списками педагогических работников с указанием номеров лицевых счетов и приложением копий заявлений, паспортов и справок с места работы педагогических работников).

            Министерство здравоохранения и социального развития по Республике Калмыкия задолженность перед ОАО «Калмэнергосбыт» по указанному договору  в размере 71 406 руб. 05 коп. не оплатило.

  Ссылаясь на то, что неполученные доходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам в соответствии с Законом об образовании, не компенсированы в сумме 71 406 руб. 05 коп., общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

  Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.

  Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

  В силу статьи 2 Федерального закона №52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации               (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации                 по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Между тем статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ не относит                      к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим   в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007                            № 322-О-П указал, что норма абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 № 52-ФЗ.

Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов,               не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правильно  установил, что Республики Калмыкия в спорный период средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в размере, достаточном для компенсации предоставленных льгот, не выделялись. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения иска (за вычетом налога на добавленную стоимость) за счет Российской Федерации является правильным и соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 23.11.2010 № 10430/10.

Однако суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в размере 3 257 руб. 54 коп. в отношении педагогических работников, проживающих в        г. Лагань (Кутыгиной Г.В., Муковниковой П.Н., Батыровой Г.В., Андрюшкеевой Г.Ю., Очировой О.С., Алымова А.А.), не учел следующее.

Согласно п. 1 Порядка предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу n А22-1577/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также