Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу n А22-1799/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А22-1799/2010 31 мая 2011 года. Вх.16АП-1268/2011(1) Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года. Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е. В. (судья-докладчик), судей: Параскевовой С. А., Сулейманова З. М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаровой А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.02.2011 по делу №А22-1799/2010 (судья Хазикова В. Н.) по иску открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» (ИНН: 0814166090, ОГРН: 1050866787982) к ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия» (ИНН: 0814041687 ОГРН: 1030800745744), Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о взыскании процентов в размере 17 888 рублей 42 копеек и судебных издержек в размере 200 рублей, в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания, У С Т А Н О В И Л:
открытое акционерное общество «Калмэнергосбыт» (далее ОАО «Калмэнергосбыт», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия» (далее – учреждение) о взыскании процентов по договору в сумме 17 888 рублей 42 копеек и судебных издержек в размере 200 рублей (с уточнениями, принятыми судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При недостаточности денежных средств у учреждения истец просил взыскать сумму процентов в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - министерство). Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.02.2011 по делу №А22-1799/20 исковые требования общества удовлетворены, с учреждения в пользу общества взысканы проценты за несвоевременную оплату потребленной электрической энергии в сумме 17 888 рублей 42 копеек, судебные издержки в сумме 200 рублей, а также в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины. Суд первой инстанции указал, что при недостаточности средств учреждения субсидиарную ответственность в части взыскания 17 888 рублей 42 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 200 рублей судебных издержек возложить на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Не согласившись с решением суда первой инстанции в части возложения субсидиарной ответственности, Министерство сельского хозяйства РФ обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для привлечения министерства к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 120 и пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам лишь при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств и после предъявления требования к основному должнику. Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении требований к основному должнику и доказательств отсутствия денежных средств у учреждения, достаточных для удовлетворения исковых требований. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили. В апелляционной жалобе министерство заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие. Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.02.2011 по делу №А22-1799/2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии возражений сторон. Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.02.2011 по делу №А22-1799/2010 следует изменить по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между ОАО и ФГУ был заключен договор энергоснабжения от 11.01.2010 №5740004, согласно которому Ответчик обязан ежемесячно производить оплату за потребленную электроэнергию. В соответствии с условиями договора истец осуществил поставку электроэнергии на объект ответчика, что подтверждается отчетами по потреблению электроэнергии. За потребленную электроэнергию истцом выставлены ответчику счет- фактуры №10/000974 от 31.07.2010 по свободной (нерегулируемой) цене на сумму 66 414 рублей 89 копеек, №10/001150 от 31.08.2010 по свободной (нерегулируемой) цене и по регулируемой цене на сумму 233 639 рублей 25 копеек Ответчик указанную задолженность за потребленную электроэнергию погасил в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями № 192 от 27.12.2010, №865 от 19.11.2010 и не оспаривается сторонами. В связи с несвоевременным исполнением обязательств по оплате потребленной электрической энергии истцом, в соответствии с пунктом 10.4. договора, начислены проценты в сумме 17888 рублей 42 копеек из расчета 0,08% в день от стоимости неоплаченной в срок электрической энергии и мощности за период 18.09.201 по 24.11.2010. Судебный акт обжалуется в части возложения субсидиарной ответственности на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор, поскольку в силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, в соответствии с уставом учреждения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является учредителем учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении учреждения, действует в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. С учетом установленных обстоятельств, приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 2 - 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №21 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в случае недостаточности денежных средств у основного должника - Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия», субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества. Разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суд первой инстанции указал, что при недостаточности средств взыскание следует произвести с Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Однако при этом суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении №21 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае удовлетворения требования о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования за счет средств казны, соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации». Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам, предъявленным к Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Таким образом, при недостаточности средств у учреждения взыскание следует производить с Российской Федерации как собственника имущества за счет ее казны в лице соответствующего главного распорядителя бюджетных средств. Установив, что по отношению к учреждению главным распорядителем бюджетных средств является министерство, суду первой инстанции следовало возложить субсидиарную ответственность по долгам учреждения на Российскую Федерацию в лице министерства за счет средств казны Российской Федерации на основании статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в деле имеются доказательства, подтверждающие факт достаточности у основного должника денежных средств для погашения долга перед истцом, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания задолженности в порядке субсидиарной ответственности, подлежит отклонению. Статья 399 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает возможности рассмотрения требования к основному и дополнительному должнику одновременно. Предъявление иска к субсидиарному должнику в силу части 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации является правом истца. Вопрос о достаточности денежных средств в соответствии с настоящим решением будет разрешен на стадии исполнения решения. В соответствии со статьёй 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Поскольку в резолютивной части обжалуемого решения суд не указал, что сумма задолженности взыскивается Российской Федерации, принятое по настоящему делу решение подлежит изменению. Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.02.2011 по делу №А22-1799/2010 изменить. Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Взыскать с Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия» (ИНН 0814041687, место нахождения: 358001, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. им. В.У. Лиджиева, 12) в пользу открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» (ИНН 0814166090, место нахождения: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. В.И. Ленина, д. 271) проценты за несвоевременную оплату потребленной электрической энергии в сумме 17 888 рублей 42 копеек и судебные издержки в сумме 200 рублей, при недостаточности денежных средств у Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия» взыскать в субсидиарном порядке задолженность в размере 17 888 рублей 42 копеек и судебные издержки в сумме 200 рублей в пользу открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» (ИНН 0814166090, место нахождения: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. В.И. Ленина, д. 271) с Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации». В остальной части решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.02.2011 по делу №А22-1799/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия. Председательствующий Е. В. Жуков Судьи С. А. Параскевова З. М. Сулейманов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу n А61-262/11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|