Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу n А63-5224/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                    Дело № А63-5224/2010

05 апреля 2011 года                                       Регистрационный номер

                                                                         апелляционного производства 16АП-3337/10

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен  05 апреля  2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А.,  судей Винокуровой Н.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.09.2010 по делу №А63-5224/2010 (судья Чурилова А.П.) по иску ООО «Ставропольская региональная компания по реализации газа» (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва, Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, с участием 3-х лиц: 1) Администрации Левокумского муниципального района с. Левокумское; 2) МДОУ «Детский сад № 4» Левокумский район пос. Новокумский о взыскании 18 935 рублей 58 копеек,  в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,    

 

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Ставропольрегионгаз» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва, Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, с участием 3-х лиц: 1) Администрации Левокумского муниципального района с. Левокумское; 2) МДОУ «Детский сад № 4» Левокумский район пос. Новокумский о взыскании 18 935 рублей 58 копеек.

Решением от  14.09.2010 Арбитражный суд Ставропольского края взыскал Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) за счет казны Российской Федерации в пользу общества 16 047 рублей 10 копеек в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам Левокумского района Ставропольского края по оплате за газ и 1 694 рублей 91 копеек государственной пошлины.

Суд первой инстанции исходил из того, что не полученные истцом доходы должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд первой инстанции исключил сумму налога на добавленную стоимость.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минфин России в лице Управления  Федерального казначейства по Ставропольскому краю  обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе  в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Минфина России. По мнению заявителя, расходные обязательства по предоставлению льгот педагогическим работникам являются обязательствами Ставропольского края. Соответствующие средства федерального бюджета доводились Ставропольскому краю в установленном порядке, вместе с тем остались неизрасходованными, Минфин России от уплаты государственной пошлины освобожден.

Правильность решения от 14.09.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив в судебном заседании 31.03.2011 материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество во исполнение договора  № 49/13-6/15-1-0415/07 от 09.01.2007  с 01.01.2007 по 31.12.2007 предоставляло бесплатно газ на отопление жилья педагогическим работникам МДОУ «Детский сад № 4» Левокумский район (далее – учреждение).

Согласно сводных реестров для возмещения затрат за предоставленные меры социальной поддержки гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, по учреждению, истцом поставлено, а педагогическими работниками учреждения потреблено за период с 01.01.2007  по 31.12.2007 на отопление природного газа на общую сумму 18 935 рублей  58 копеек (в том числе НДС 18%- 2 888 рублей 48 копеек), что подтверждается списками работников учреждения, имеющих право на меры социальной поддержки, платежными поручениями на частичную оплату задолженности местным бюджетом, счетами - фактурами  об объемах отпущенного природного газа населению, актом сверки взаиморасчетов с учреждением.

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно статье 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В 2006 году советом Левокумского муниципального района Ставропольского края

было принято решение № 66 от 23.03.2006, о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Левокумского района с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Решением совета Левокумского муниципального района Ставропольского края № 125 от 15.02.2007 в решение № 66 от 23.03.2006г, были внесены изменения и Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки педагогическим работникам и работникам здравоохранения муниципальных учреждений образования и здравоохранения Левокумского муниципального района был утвержден в новой редакции.

В 2006 году в соответствии с законом Ставропольского края от 10.04.2006  № 18-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» были внесены изменения в указанное решение. Согласно данным изменениям педагогические работники имели право получать меры социальной поддержки в натуральном выражении, либо в виде ежемесячной денежной выплаты. При этом финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки осуществлялось за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Левокумского муниципального района на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета. К ним, в частности, относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения. Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по из финансированию на субъект Российской Федерации либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Данное положение следует также из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06. 2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в котором указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения иска (за вычетом НДС) за счет Российской Федерации соответствует действующему законодательству. Все доводы Минфина России судом первой инстанции рассмотрены и им дана правильная оценка.

В части взыскания убытков со Ставропольского края суд первой инстанции правильно  указал, что они не полежат удовлетворению, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на расчетных счетах Министерство Финансов Ставропольского края денежных средств, перечисленных Российской Федерацией на реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании».  Не представлены они  и с апелляционной жалобой.

Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по имеющимся в деле доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России освобожден от уплаты государственной пошлины. По иску с Российской Федерации взыскана не государственная пошлина, а расходы по уплате истцом государственной пошлины по иску.

            Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Арбитражного суда Ставропольского края 14.09.2010 по делу №А63-5224/2010  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий                                                                          С.А.Параскевова

Судьи                                                                                                       Н.В.Винокурова

                                                                                                                 З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу n  А63–10427/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также