Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2011 по делу n А63-8166/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияк ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А63-8166/2010 04 апреля 2011 года Регистрационный номер апелляционного производства 16АП-3283/10 (1) Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2011 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.10.2010 по делу №А63-8166/2010 (судья Чурилов А.П) по иску ООО «Ставропольская региональная компания по реализации газа» г. Ставрополь (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва, Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, с участием 3-х лиц: 1) администрации Степновского муниципального района СК с. Степное; 2) МДОУ Д/с №1 с. Степное; 3) МДОУ Д/с №2 с. Иргаклы; 4) МДОУ Д/с №3 с. Богдановка; 5) МДОУ Д/с №4 с. Верхнестепное; 6) МДОУ Д/с №5 с. Варениковское; 7) МДОУ Д/с №7 с. Озерное; 8) МДОУ Д/с №9 с. Соломенское; 9) МДОУ Д/с №10 с. Ольгино; 10) МДОУ Д/с №11 с. Зеленая Роща; 11) МДОУ Д/с №12 с. Степное; 12) МОУ НОШ №1 с. Степное; 13) МОУ СОШ №2 с. Иргаклы; 14) МОУ СОШ №3 с. Богдановка; 15) МОУ СОШ №4 с. Верхнестепное; 16) МОУ СОШ №5 с. Соломенское; 17) МОУ СОШ №6 с. Ольгино; 18) МОУ СОШ №7 с. Варениковское; 19) МОУ ООШ №8 х. Восточный; 20) МОУ ООШ №9 с. Озерное; 21) МОУ ООШ №10 с. Зеленая Роща; 22) МОУ НОШ №12 с. Никольское; 23) МОУ СОШ №14 с. Степное; 24) МОУ НОШ №20 х. Северный; 25) МОУ НОШ №23 х. Новоникольский о взыскании 2 323 898 рублей 62 копеек, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
У С Т А Н О В И Л: ООО «Ставропольрегионгаз» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с Федерации (далее – Минфин России) и Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края с участием 3-х лиц: 1) администрации Степновского муниципального района СК с. Степное; 2) МДОУ Д/с №1 с. Степное; 3) МДОУ Д/с №2 с. Иргаклы; 4) МДОУ Д/с №3 с. Богдановка; 5) МДОУ Д/с №4 с. Верхнестепное; 6) МДОУ Д/с №5 с. Варениковское; 7) МДОУ Д/с №7 с. Озерное; 8) МДОУ Д/с №9 с. Соломенское; 9) МДОУ Д/с №10 с. Ольгино; 10) МДОУ Д/с №11 с. Зеленая Роща; 11) МДОУ Д/с №12 с. Степное; 12) МОУ НОШ №1 с. Степное; 13) МОУ СОШ №2 с. Иргаклы; 14) МОУ СОШ №3 с. Богдановка; 15) МОУ СОШ №4 с. Верхнестепное; 16) МОУ СОШ №5 с. Соломенское; 17) МОУ СОШ №6 с. Ольгино; 18) МОУ СОШ №7 с. Варениковское; 19) МОУ ООШ №8 х. Восточный; 20) МОУ ООШ №9 с. Озерное; 21) МОУ ООШ №10 с. Зеленая Роща; 22) МОУ НОШ №12 с. Никольское; 23) МОУ СОШ №14 с. Степное; 24) МОУ НОШ №20 х. Северный; 25) МОУ НОШ №23 х. Новоникольский о взыскании 2 323 898 рублей 62 копеек (в том числе НДС 18% - 354 493 рублей 01 копеек) затрат, связанных с реализацией природного газа на отопление педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Степновского района в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 Решением от 20.10.2010 Арбитражный суд Ставропольского края взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ставропольская региональная компания по реализации газа» г. Ставрополь 1 969 405 рублей 61 копеек в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам Степновского района Ставропольского края по оплате за газ и 29 339 рублей 07 копеек государственной пошлины, в остальной части иска отказал, в удовлетворении исковых требований к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края отказал. Суд первой инстанции исходил из того, что не полученные истцом доходы должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд первой инстанции исключил сумму налога на добавленную стоимость. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Минфина России. По мнению заявителя, расходные обязательства по предоставлению льгот педагогическим работникам являются обязательствами Ставропольского края. Соответствующие средства федерального бюджета доводились Ставропольскому краю в установленном порядке, вместе с тем остались неизрасходованными. Минфин России от уплаты государственной пошлины освобожден. Правильность решения от 20.10.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив в судебном заседании 29.03.2011 материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с 01.01.2009 по 31.12.2009 предоставляло бесплатно газ на отопление жилья педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений, являющихся третьими лицами по данному делу. Согласно сводному реестру для возмещения затрат за предоставленные меры социальной поддержки гражданам, проживающим и работающим в сельской местности по оплате природного газа в соответствии с Законом Российской Федерации по филиалу общества в Степновском районе, истцом поставлено, а педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений потреблено за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 на отопление природного газа на общую сумму 2 323 898 рублей 62 копеек (в том числе НДС 18% - 354 493 рублей 01 копеек), что подтверждается списками работников муниципальных образовательных учреждений, имеющих право на меры социальной поддержки, льготников, копией книги продаж общества, счета-фактуры по реализации газа населению Степновского района в 2009 году, Приказом Федеральной службы по тарифам № 194-э/12 от 23.11.2004, Постановление Региональной тарифной комиссии СК № 28/1 от 17.12.2007. Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Российской Федерации об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов …» внесено дополнение в абзац 3 пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которому субъектам Российской Федерации предложено установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на соответствующие цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №584от 15.08.2001, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Статья 26.3 Федерального закона №184-ФЗ от 06.10.1999 не предусматривает финансирование рассматриваемых по настоящему спору льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования. Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что Ставропольскому краю в спорный период средства из федерального бюджета в 2009 году на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в размере, достаточном для компенсации предоставленных льгот, не выделялись. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов. При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения иска (за вычетом НДС) за счет Российской Федерации соответствует действующему законодательству. Все доводы Минфина России судом первой инстанции рассмотрены и им дана правильная оценка. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по имеющимся в деле доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение. Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России освобожден от уплаты государственной пошлины. По иску с Российской Федерации взыскана не государственная пошлина, а расходы по уплате истцом государственной пошлины по иску. Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края 20.10.2010 по делу №А63-8166/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края. Председательствующий С.А.Параскевова Судьи Н.В.Винокурова З.М. Сулейманов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2011 по делу n А63-6228/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|