Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 по делу n А63-5218/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 марта 2011 года                                                                                   г. Ессентуки

Дело № А63-5218/2010

Апелляционное производство № 16АП-80/2011(1)

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Баканова А.П., Егорченко И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2010 по делу № А63-5218/2010 (судья Волошина Л.Н.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Ставропольская региональная компания по реализации газа» г. Ставрополь (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь (ИНН 2634038135, ОГРН 1022601983337), третье лицо – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» села Куликовы Копани (ИНН 2622003850, ОГРН 1022602421170) о взыскании затрат в сумме 8 988 рублей 63 копеек, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате бесплатно поставленного природного газа на отопление за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 педагогическим работникам муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» № 11 с. Куликовы Копани Туркменского района,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенных надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Ставропольрегионгаз», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство, ответчик) о взыскании затрат в сумме 8 988 руб. 63 коп., связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате бесплатно поставленного природного газа на отопление за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 педагогическим работникам муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» с. Куликовы Копани Туркменского района.

Определением от 03.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11»  с.Куликовы Копани Туркменского района (далее – МДОУ Д/С №11, учреждение, третье лицо), (том 1, л.д. 1-4).

Определением от 03.08.2010 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края (далее- Минфин Ставропольского края), исключив  из числа третьих лиц (том 1, л.д. 113-121).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2010 по делу № А63-5218/2010 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ставропольская региональная компания по реализации газа» 7617 руб. 86 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате в 2007 году природного газа на отопление педагогическим работникам учреждения и 1695 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска и в отношении Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что не полученные обществом доходы должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

Не согласившись с принятым решением от 26.11.2010 по делу № А63-5218/2010, Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2010 по делу № А63-5218/2010 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению заявителя, он является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка в сфере образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

ООО «Ставропольрегионгаз», Минфин РФ г. Москва в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Минфин СК, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено без участия представителей сторон и третьего лица.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2010 по делу № А63-5218/2010 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.02.2007 между обществом и учреждением заключен договор №49/22-6/15-1-0267/07 и дополнительное соглашение к договору. Предметом договора является предоставление мер социальной поддержки по оплате природного газа отдельным категориям граждан в соответствии с решением Совета Туркменского муниципального района Ставропольского края от 29.12.2004 № 17 «О мерах социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности Туркменского района Ставропольского края» (в редакции решения Совета Туркменского муниципального района Ставропольского края от 26.09.2006 №116 «О внесении изменений в решение Туркменского муниципального района Ставропольского края от 29.12.2004 №17 «О мерах социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности Туркменского района Ставропольского края»).

Согласно заключенному договору общество приняло обязательство ежемесячно снижать задолженность абонентам по оплате потребленного природного газа в размере согласно предоставленным учреждением реестрам, а учреждение обязалось ежемесячно предоставлять обществу реестр (список) лиц, которым предоставлены предусмотренные законодательством льготы, и по мере поступления средств из Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию вышеуказанных законов, производить возмещение обществу фактически понесенных затрат путем перечисления денежных средств на бюджетный счет общества на основании предоставленных счетов-фактур и актов-сверок.

Учреждение обязуется ежемесячно производить поставщику возмещение затрат путем перечисления денежных средств на его расчетный счет, согласно счетов на оплату; ежеквартально, не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца подписывать акты расчетов с поставщиком.

В 2007 году общество в соответствии с положениями Закона об образовании и на основании заключенного с учреждением договора предоставляло педагогическим работникам МДОУ «Детский сад №11» с. Куликовы Копани Туркменского района, проживающим в сельской местности и включенным учреждением в списки льготников, льготы по оплате природного газа. Размер неполученных доходов составил  8 988 рублей 63 коп, в том числе НДС в сумме 1 371 рубль 15 копеек.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела                         и Министерством Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю не оспариваются.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение такой обязанности на субъект Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ не предусматривает финансирование спорных льгот за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.

Судом первой инстанции правильно установлено, что Ставропольскому краю в спорный период из федерального бюджета не выделялись достаточные средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.

Следовательно, убытки общества в сумме 7 617 руб. 86 коп., связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате бесплатно поставленного природного газа на отопление за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 педагогическим

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 по делу n А63-190/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также