Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по делу n А63-2836/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело №А63-2836/2010 регистрационный номер апелляционного производства 16АП-97/11(1) резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2011 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Семёнова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2010 по делу №А63-2836/2010 (судья Алиева А.К.) по заявлению ОАО «Ставропольгоргаз» (ИНН 2633001380, ОГРН 1022601937049) об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, третье лицо: Кривонос Инна Анатольевна, при участии в судебном заседании: от ОАО «Ставропольгоргаз» – Ермилова А.А., Юрченко И.А., от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю – Гритчин И.Н. УСТАНОВИЛ: Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2010 удовлетворено заявление ОАО «Ставропольгоргаз» (далее – общество) об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – управление) от 18.01.2010 о признании общества нарушившим антимонопольное законодательство, с управления в пользу общества взыскано 2 000 руб. в возмещение судебных расходов. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов решения указанным обстоятельствам. Управление считает доказанным факт совершения обществом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг сетевого газоснабжения, действий по навязыванию потребителю (Кривонос И.А.) невыгодных условий предоставления услуг. В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Общество и третье лицо отзывов на апелляционную жалобу не представили. В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность судебного решения. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие третьего лица, поскольку его неявка не препятствует судебному разбирательству. Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению на основании следующего. Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом управления от 01.07.1996 № 47 (с изменениями от 20.12.2007 №219) общество признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг сетевого газоснабжения в географических границах города Ставрополя с долей на рынке более 65%. 05.05.2010 Кривонос И.А. обратилась в общество с заявлением о возможности подключения стоматологического кабинета по адресу г. Ставрополь, ул. Чапаева, 3 «б» к газопроводным сетям. 21.05.2009 общество выдало справку-согласие о возможности подключения объекта к газопроводу среднего давления Д-114 мм. 27.05.2009 потребитель обратился с просьбой об изменении точки подключения и подключении объекта к газопроводу низкого давления Д-114 мм по ул. Чапаева. 10.06.2009 общество выдало справку-согласие № 1745 о возможности подключения объёкта к газопроводу низкого давления при условии выполнения работ по реконструкции газопровода. 08.09.2009 обществом было предложено Кривонос И.А. заключить договор №02-4-1603/09 на подключение к системе газоснабжения, согласно которому общество обязуется выполнить действия по подготовке системы газоснабжения к подключению вновь создаваемого (реконструируемого) объекта недвижимости, находящегося по адресу: ул.Чапаева , 3 «Б», подключить данный объект к сетям газоснабжения с точкой подключения в соответствии с ранее выданной справкой–согласием №1745 от 10.06.09. Кривонос И.А., в свою очередь, обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению исходя из содержания соответствующего проекта и произвести оплату за подготовку системы газоснабжения к подключению объекта. Технические условия от 22.09.2009 №193, выданные Кривонос И.А., предписывают необходимость: оформления проектно-сметной документации на газификацию проектируемой котельной, предусматривающую установку отопительных котлов – 2шт. и узла учета расхода газа; выполнения работ по замене газопровода низкого давления Д-114 мм на Д-159 мм от выхода ГРПШ по ул.Чапаева, 1 до места врезки котельной по ул.Чапаева, 3-б. Управлением, по обращению Кривонос И.А., возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого 18.01.2010 вынесено решение о нарушении обществом пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2010 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по признаку навязывания невыгодных условий предоставления услуг по газоснабжению. Данное решение оспорено обществом в суде, который удовлетворяя требование общества, указал на недоказанность факта навязывания невыгодных условий. Данный вывод не учитывает следующих обстоятельств. В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). Из содержания данной правовой нормы следует, что злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента. Пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила), установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы. Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия: на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа; с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В силу пункта 13 Правил возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Таким образом, выдача технических условий предполагает наличие необходимой технической возможности для газификации объекта. Материалами дела подтверждается, что в ходе рассмотрения управлением дела о нарушении антимонопольного законодательства общество выдало потребителю новые технические условия от 31.12.2009 № 370, предусматривающие возможность подключения без проведения каких-либо дополнительных работ. Суд первой инстанции установил, что указанные технические условия выданы в увязке с запланированными обществом на 2010 год организационно-техническими мероприятиями по эксплуатации, экономическому социальному развитию газового хозяйства, в том числе и в отношении газопровода низкого давления Д-114 мм. При таких обстоятельствах последовательность действий общества по выдаче справки-согласия от 10.06.2009 № 1745 и технических условий от 22.09.2009 №193 с указанными в них обременениями, а также направление потребителю предложения заключить договор о платном устранении этих обременений обоснованно квалифицирована управлением как поведение хозяйствующего субъекта, ущемляющее права контрагента, поскольку, как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ несоответствие изложенных в решении арбитражного суда первой инстанции выводов обстоятельствам дела является основанием для изменения или отмены указанного решения. Действуя в рамках полномочий, предусмотренных статьей 269 АПК РФ, апелляционный суд считает, что заявление общества не подлежит удовлетворению, поскольку решение управления законно и обоснованно. Судебные расходы в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на общество. В связи с изложенным, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2010 по делу №А63-2836/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления ОАО «Ставропольгоргаз» отказать. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края. Председательствующий М.У. Семёнов Судьи Л.В. Афанасьева И.А. Цигельников
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по делу n А22-230/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|