Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А53-28937/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-28937/2014

19 августа 2015 года                                                                          15АП-10562/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Сулименко О.А.,

судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,

в отсутствие участвующих в деле лиц, уведомленных о дате и времени судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" ИНН 3016046285 ОГРН 1053000633982

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2015 по делу № А53-28937/2014,

принятое судьей Паутовой Л.Н.,

по заявлению открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс"  ИНН 3016046285 ОГРН 1053000633982

к заинтересованному лицу – Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании недействительным предписания от 09.10.2014 № 000411

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "АстраханьПассажирТранс" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление, административный орган) от 09.10.2014 № 000411.  

Заявленные требования мотивированы тем, что общество не является субъектом транспортной инфраструктуры, а потому не обязано выполнять п. 5.30.23 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 (далее – Приказ № 42).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что общество как субъект транспортной инфраструктуры обязано выполнять требования Приказа № 42.

Открытое акционерное общество "АстраханьПассажирТранс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, оспариваемое предписание признать недействительным. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции. Указывает, что поскольку общество не проводило оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ввиду его отсутствия), следовательно, отсутствуют границы зоны безопасности и перечень критических элементов объекта транспортной инфраструктуры. Наличие территории не является критерием для отнесения предприятия к объектам транспортной инфраструктуры. Объекты транспортной инфраструктуры, поименованные в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", во владении общества отсутствуют.  

В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что общество является субъектом транспортной инфраструктуры.

В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 06.10.2014 по 09.10.2014 управлением проведена плановая выездная проверка ОАО «АстраханьПассажирТранс» с целью контроля и надзора за исполнением  законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно лицензии №АСС-30-2521-001 от 13.10.2005 открытое акционерное общество "АстраханьПассажирТранс" осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

На балансе ОАО «АстраханьПассажирТранс» имеется арендованная территория с производственными и административными зданиями по адресу: 414032, г. Астрахань, ул. Энергетическая, 2 – объект транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ), а также транспортные средства, которым присвоены категории, и они внесены в реестр категорированных ОТИ и транспортных средств (уведомление Федерального дорожного агентства от 19.11.2013 №10-29/18926).

В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно:

- в нарушение п. 5.30.23 п. 5 ч. 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства образцы пропусков для всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.10.2014 № 440/07.

По факту выявленного нарушения в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 09.10.2014 №401454, и выдано инспекторское предписание на устранение выявленных нарушений от 09.10.2014 № 000411.

Не согласившись с вынесенным предписанием, открытое акционерное общество "АстраханьПассажирТранс"  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости ОТИ и транспортных средств; категорирование ОТИ и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ определено, что объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские, торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно пункту 11 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ транспортные средства – это воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского, наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Положения статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ следует толковать и применять в совокупности с общими положениями действующих транспортных кодексов и уставов, в том числе Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта). В силу статьи 1 Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа, грузов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Устава автомобильного транспорта объектами транспортной инфраструктуры признаются сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

При системном толковании положений статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ и статьи 1 Устава автомобильного транспорта к объектам транспортной инфраструктуры, на которых должно обеспечиваться соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом N 16-ФЗ, относятся только сооружения и производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания субъектов отношений по перевозке транспортом, в том числе автомобильным, грузов, пассажиров и багажа, возникающих на основе соответствующих договоров перевозки.

Суд первой инстанции установил, что общество является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку владеет производственными и административными зданиями, предназначенные для обслуживания субъектов отношений по перевозке транспортом, что подтверждается актом проверки, договором охраны от 06.06.2014 № 14 и положением о внутриобъектовом режиме, штатным расписанием, справкой от 09.10.2014 № 881 о наличии автомобильного транспорта на праве собственности). Наличие указанных объектов общество не отрицает.

Правомерность квалификации имеющихся у автотранспортного предприятия  автобусов для перевозки пассажиров,  а также соответствующей инфраструктуры  (административные здания, гаражи, ремонтные мастерские, механизированная мойка, склад, закрытая стоянка для автобусов, кузовной цех, трансформаторные подстанции и т.д.) подтверждается судебной практикой, например, судебными актами по делу № А73-3166/2014.

Таким образом, общество как лицо, владеющее ОТИ, обязано в силу прямого указания нормы права (статья 4 Закона N 16-ФЗ) обеспечить соблюдение на принадлежащих ему объектах требований транспортной безопасности.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности.

Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры (пункт 4 Требований).

Согласно пункту 5.30 раздела 2 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуск владельцев в соответствии со следующим порядком: в силу подпункта 5.30.23 пункта 5.30 раздела 2 Требований, пропуска всех видов необходимо согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации (ФСБ России), федерального органа исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД РФ) и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, исполнение Требований по обеспечению транспортной

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А32-20580/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также