Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу n А53-11214/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-11214/2015

18 августа 2015 года                                                                          15АП-13175/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Илюшина Р.Р. 

судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.

при участии:

от заявителя: представитель Лавренов К.В. по доверенности от 29.05.2015;

от заинтересованного лица: представители Гольев С.Е. по доверенности от 22.04.2015, Лемешко Е.В. по доверенности от 25.05.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ

на определение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2015  по делу № А53-11214/2015 о прекращении производства по делу,

принятое судьей Колесник И.В.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными акта проверки Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу № 2 от 05.03.2015, в части пункта 3 акта № 2 от 05.03.2015; абзаца 2 и б выводов акта № 2 от 05.03.2015; пункта 1 и абзаца 2 пункта 3 предложений акта № 2 от 05.03.2015 и заключения № 229/юво/214 от 23.05.2015, в части пункта 3 заключения № 229/юво/214 от 23.05.2015, как несоответствующих требованиям Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.11.2008 № 12713) и Приказа Министра обороны РФ от 23,04.2014 № 255 «О мерах по реали­зации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2014 № 32708) и согласно которым на заявителя возложена обязанность по устранению выявленных нарушений путем внесения в книгу учета недостач факта незаконной выплаты материальной помощи в размере 362 638 руб. и уплаченной на указанную сумму НДФЛ в размере 41 636 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Определением Арбитражного суда Ростовской области от  25.06.2015  производство по делу прекращено.

Определение мотивировано неподведомственностью спора арбитражному суду.

Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обжаловало определение Арбитражного суда Ростовской области от  25.06.2015 в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просило обжалуемое определение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивированна тем, что в оспариваемом акте содержаться обязательные для исполнения требования и предписания. Оспариваемый акт влечет правовые последствия  экономического характера.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просило оставить определение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 21.01.2015 по 19.02.2015 ревизионной группой МУ КФИ Минобороны России по ЮВО были проведены контрольные мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, по результатам которых был составлен акт контрольных мероприятий от 05.03.2015 № 2.

Контрольные мероприятия проводились во исполнение плана контрольных мероприятий контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации на 2015 год, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации 01.12.2014 и принятого в соответствии с ним приказа начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу № 1 от 19.01.2015.

Не согласившись с выводами ревизионной группы, отраженными в акте контрольных мероприятий, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в адрес МУ КФИ Минобороны России по ЮВО были направлены возражения на акт от 05.03.2015.

По результатам рассмотрения вышеназванных возражений МУ КФИ Минобороны России по ЮВО в адрес ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было направлено заключение № 229/юно/214 от 23.03.2015.

Не согласившись с указанными актом контрольных мероприятий и заключением учреждение обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.

Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о неподведомственности дела арбитражному суду.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Соответственно, удовлетворение заявленных требований должно вести к восстановлению нарушенных прав заявителя по делу.

Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными способами, установленными законом.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права, и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является характер правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой. При этом признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается.

По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта.

Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании ненормативного акта в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Действующим законодательством понятие ненормативного правового акта не закреплено. Вместе с тем, исходя из определения нормативного правового акта, данного в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а также с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 г. N С-13/ОП-167 (пункт 5) следует, что под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в соответствии с приведенными нормами арбитражного процесса, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально определенными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение), направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Следовательно, ненормативным правовым актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, вынесенный компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и адресованный конкретному лицу, в силу чего порождающий для последнего определенные юридические последствия.

Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указывалось ранее, в период с января по февраль 2015 г. ревизионной группой МУ КФИ Минобороны России по ЮВО были проведены контрольные мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ.

Как следует из материалов дела, заявителем оспариваются положения акта № 2 от 05.03.2015 контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности и заключение №229/юво/214 от 23.03.2015 на представленные возражения.

Довод ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ о том, что в оспариваемых документах содержаться обязательные для исполнения требования и предписания, является ошибочным.

Из текста оспариваемого акта следует, что в нем фиксируется ход и результаты проверки, содержаться предложения контрольной инспекции, направленные на устранение выявленных нарушений, которые носят рекомендательный и информационный характер. Поскольку указанный акт не носит властного характера, он не может быть охарактеризован как ненормативный акт, нарушающий права заявителя. Указанный акт не содержит юридически властного волеизъявления либо предписания, не направлен на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Кроме того, управление не обладает полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении за неисполнение предложений, указанных в акте проверки. Оспариваемое заключение является мотивированным ответом на возражения учреждения на акт проверки, не порождает права и обязанности (то есть также не является ненормативным правовым актом). Инспекция не уполномочена выдавать предписания, обязательные

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу n А32-1920/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также