Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А32-28454/2014. Отменить решение, Оставить иск без рассмотрения (п.3 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-28454/2014

13 августа 2015 года                                                                          15АП-10387/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ломидзе О.Г.,

судей Галова В.В., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2015 по делу № А32-28454/2014 (судья Назыков А.Л.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Сочи-Интур» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: администрации муниципального образования г.Сочи; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сочи – Интур» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю (далее – ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205024:69 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Краснодарскому краю, администрация города Сочи (определение от 15.10.2014,  л.д. - 110-111).

Исковые требования мотивированы тем, что общество является арендатором земельного участка на основании договора аренды, поэтому вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции признал доказанным законный интерес истца в изменении кадастровой стоимости земельного участка (как арендатора земельного участка). Указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость устанавливается в соответствии с федеральным законом «об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что закреплено в пункте 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования г. Сочи (третье лицо по делу) обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в исковых требованиях отказать полностью. Жалоба мотивирована тем, что рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Так же заявитель жалобы указывает, что кадастровая стоимость должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Определением суда от 15.07.2015 рассмотрение апелляционной жалобы отложено, суд указал следующее. Истцу надлежит пояснить, обращался ли истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

От истца поступило заявление, в котором он просит решение суда оставить без изменения, поясняет, что иск подан в арбитражный суд в соответствии с действующим на момент подачи иска (02.08.2014) законодательством.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, представителей в судебное заседание не направили.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда надлежит отменить, оставить исковое заявление без рассмотрения, по следующим основаниям.

В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на  рыночную стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Между тем, Федеральным законом № 225-ФЗ от 21.07.14 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вступившим в силу с 22.07.2014 (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22.07.2014, с этой даты вступил в силу), в статью 24.18 Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» были внесены изменения, устанавливающий порядок обжалования результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

При этом, сначала юридические лица обращаются в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, решения которой могут быть обжалованы в суде.

Предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным только при оспаривании физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде (абз. 3 ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в РФ»).

Из содержания указанной нормы следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде после рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.

В судебно-арбитражной практике получил единообразное отражение подход, согласно которому с 22.07.2014 для рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен досудебный порядок урегулирования спора в специально созданной по этому вопросу комиссии (судебные акты по делам №А57-15558/2014,  №А21-6499/2014, №А35-6445/2014, №А41-44462/2014, № А33-15252/2014, № А41-44413/2014, №А55-18118/2014, №А12-28288/2014,  №А07-15818/2014 и т.д.).

Согласно толкованию, которое дано в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Исковое заявление направлено в арбитражный суд 02.08.2014 (л.д.64 том 1),  то есть после вступления в законную силу Федерального закона № 225-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Положения пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» также не исключают необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Оговорок относительно применения (неприменения) самого порядка рассмотрения требований юридических лиц о пересмотре кадастровой стоимости, регламентированного новой редакцией статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ (то есть сначала оспаривание значения кадастровой стоимости в комиссии, а затем в суде), пункт 4 статьи 3 Закона № 225-ФЗ не содержит.

04.05.2012 Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах своей компетенции издан Приказ № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 № 69 «Об утверждении типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Согласно пункту 1 «Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» от 04.05.2012 комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 263 утверждены формы принимаемых комиссией документов.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости разработан уполномоченным органом государственной власти для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 №263 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.06.2012, рег. № 24426, и официально опубликован в печатном издании – «Российская газета», выпуск от 03.08.2012 № 5850.

Тем самым, в силу федерального закона (135-ФЗ) и подзаконного правового акта начиная с 2012 года на территории всех субъектов Российской Федерации могли и должны быть образованы постоянно действующие комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 19.12.2011 № П/512 при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и утвержден состав комиссии http://www.to23.rosreestr.ru/kadastr/kadastr_stoimost/, http://www.kadastr-23.ru/ru/press-centr/news/2014/11/07/ppp/.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края утверждены Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края №1756 от 22.11.2011, истец не лишен был права обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (часть 5 статьи 4 АПК РФ).

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (пункт 7 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доказательств обращения общества в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка и решения комиссии не представлено.

Напротив, из письменных пояснений истца во исполнение определения суда следует, что в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости истец не обращался. В своих пояснениях истец указывает на арбитражную подведомственность спора в момент обращении в суд. Однако сохранение на момент обращения в суд (02.08.2014) арбитражной подведомственности спора не исключало необходимость соблюдения введенного с 22.07.2014 досудебного порядка рассмотрения спора.

При таких условиях исковое заявление необходимо оставить без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2015 по делу №А32-28454/2014 отменить.

Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сочи – Интур» об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205024:69 оставить без рассмотрения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Сочи – Интур» (ИНН 2320103986) из федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины по иску, уплаченных платежным поручением №5 от 31.07.2014.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                             О.Г. Ломидзе

Судьи                                                                                                          В.В. Галов

А.А. Попов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А32-6422/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также