Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу n А32-5898/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-5898/2015 06 августа 2015 года 15АП-8672/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д. при участии: от заявителя: представитель извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, от заинтересованного лица: представитель извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Горгиппия-Сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2015 по делу № А32-5898/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Горгиппия-Сервис" к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности принятое в составе судьи Шкира Д.М. УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью УК «Горгиппия-Сервис» (далее – Управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа (далее – налоговый орган, инспекция) от 04.02.2015 № 00018 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства. Решением суда от 22.04.2015 в удовлетворении заявления отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства. В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц. Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что жалоба общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене с учётом сформированной ВС РФ в определении от 29.05.15г. № 306-АД14-76 правовой позиции. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что на основании поручения от 29.01.2015 № 13-23/24 налоговым органом проведена проверка общества, в ходе которой было установлено, что общество осуществляет деятельность по приему платежей за коммунальные услуги от физических лиц – собственников квартир, полученные денежные средства от собственников квартир, направленные на исполнение денежных обязательств по внесению платы за коммунальные услуги, которые не внесены на специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а зачислены на текущий расчетный счет. В период с 12.01.2015 по 30.01.2015 на текущий расчетный счет общества поступила оплата коммунальной услуги на общую сумму 120 000 руб. – согласно объяснения директора общества Овсепьян М.С. Специальный банковский счет при зачислении в полном объеме денежных средств за коммунальные услуги не используется, ввиду его отсутствия. По результатам проверки налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении от 02.02.2015 № 00090. Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 04.02.2014 № 00018, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. Общество не согласилось с указанным постановлением налогового органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением. Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал постановление инспекции подлежащим отмене ввиду следующего. Частью 2 ст. 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. При оценке сходного правового вопроса о наличии у управляющей компании статуса платёжного агента при получении от жильцов управляемых домов коммунальных платежей, ВС РФ в определении от 29.05.15г. № 306-АД14-76 сформулирована следующая правовая позиция. В силу статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (в редакции от 27 июня 2011 г.) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" его положения не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также осуществляемых в безналичном порядке. Согласно статье 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц). Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (части 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"). Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. При этом пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" содержит понятие поставщика, которым, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги вносятся управляющей компании. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается, в том числе, и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). С учетом того, что управляющая компания является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, такая компания не является платежным агентом, поскольку для целей Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ она признается поставщиком услуг. Оспаривая наличие Управляющей компании статуса платежного агента, Управляющая компания в ходе производства по настоящему делу указывала на то, что согласно уставу основными видами деятельности общества являются: управление многоквартирными домами; предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в объемах и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; эксплуатация и ремонт объектов теплоснабжения, объектов приема сточных вод, жилищного фонда, нежилых помещений и инженерных коммуникаций; озеленение, благоустройство территории; водоснабжение населения, других потребителей; водоотведение; вывоз и утилизация твердых бытовых отходов; выполнение ремонтно-строительных работ; выполнение строительно-монтажных работ; приобретение и отчуждение объектов недвижимости; организация обучения и переподготовки кадров по всем видам деятельности общества в порядке установленном законом; внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, осуществлять экспортно-импортные операции; иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Кроме того, в силу названных выше договоров ресурсоснабжающие организации поставляли коммунальные ресурсы, а общество принимало указанные коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг населению и было обязано оплатить ресурсоснабжающим организациям полученные коммунальные ресурсы, независимо от того оплатили ли граждане потребленные ими коммунальные услуги, то есть общество выступало в качестве поставщика услуг, а не платежного агента. Приведённая выше позиция ВС РФ обязательна для судов нижестоящих инстанций. Существовавшая на дату принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу противоположная позиция, ранее признанная правильной в определении ВАС РФ от 26.05.14г. № ВАС-6028/14, фактически ВС РФ не поддержана. Оспариваемым в настоящем деле постановлением общество так же, как и в деле, рассмотренном ВС П\РФ, привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ в качестве платёжного агента, не зачислявшего на специальный счёт денежные средства, поступающие от собственников квартир в находящихся под управлением общества жилых домах в качестве оплаты коммунальных платежей за ресурсы. При таких обстоятельствах, поскольку ВС РФ в указанном определении сформулирована правовая позиция о том, что управляющие компании в указанных правоотношениях не являются платёжными агентами в смысле закона № 103-ФЗ, оспариваемое в настоящем деле постановление инспекции подлежит признанию незаконным и отмене судом апелляционной инстанции ввиду отсутствия в деянии общества предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ состава административного правонарушения. С учётом этого решение суда первой инстанции от 22.04.15г. о признании оспариваемого в деле постановления инспекции законным судом апелляционной инстанции отменяется с учётом определения ВС РФ от 29.05.15г. № 306-АД14-76. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2015 по делу № А32-5898/2015 отменить. Признать незаконным и отменить постановление ИФНС России по г-к Анапа Краснодарского края от 04.02.2015г. № 00018 о привлечении ООО Управляющая Компания "Горгиппия-Сервис" к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ. Апелляционную жалобу удовлетворить. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Судья Н.Н. Смотрова Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу n А32-46303/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|