Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу n А53-20135/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-20135/2014 28 июля 2015 года 15АП-9754/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филимоновой С.С. судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю. при участии: от заявителя: представитель Донцова О.Н. по доверенности от 01.07.2015 г. от заинтересованного лица: представитель Алексенко И.В. по доверенности от 03.02.2015 г. от третьих лиц: ОАО «Донэнерго» - представитель Баршина Ю.В. по доверенности от 30.12.2014 г., Государственной жилищной инспекции Ростовской области; Бородиной Т.В.; ТСЖ «Островский 36/40а» - не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго"; на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2015 по делу № А53-20135/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области при участии третьих лиц открытого акционерного общества "Донэнерго"; Государственной жилищной инспекции Ростовской области; Бородиной Т.В.; ТСЖ «Островский 36/40а» о признании незаконным решения и предписания принятое в составе судьи Чернышевой И.В. УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании незаконным и отмене решения Ростовского УФАС от 20.05.2014 № 1334/02 и признании недействительным предписания, вынесенного по делу № 1334/02. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Донэнерго"; Государственная жилищная инспекция Ростовской области; Бородина Т.В.; ТСЖ «Островский 36/40а». Решением суда от 22.04.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что с момента создания в июне 2010 года ТСЖ "Островский 36/40а", последнее принимало меры к заключению в письменной форме договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопреемник общества "Донэнергосбыт"), в связи с чем введение режима ограничения энергопотребления нарушает требования антимонопольного законодательства РФ. Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» предпринимались меры по оформлению надлежащим образом договорных отношений с гражданами, ограничение режима энергопотребления фактически не вводилось. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы. Заявил ходатайство о процессуальной замене ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» на публичное акционерное общество «ТНС Энерго» в связи с изменением наименования. Ходатайство судом удовлетворено. Представитель ОАО «Донэнерго» в судебном заседании поддержал доводы жалобы ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго». Просил решение суда отменить. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, в Управление ФАС поступило обращение граждан, проживающих по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, о неправомерных действиях ОАО "Донэнерго" и ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопреемник ЗАО "Донэнергосбыт"), связанных с введением 24.05.2013 ограничения режима потребления электроэнергии в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а. По результатам рассмотрения обращений антимонопольный орган принял решение от 20.05.2014 № 1334/02, которым признал ОАО "Энергосбюыт Ростовэнерго" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 1 решения). Пунктом 2 решения определено выдать ОАО "Энергосбюыт Ростовэнерго" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. В решении указано, что в ходе проведения проверки объектов электросетевого хозяйства обществом выявлен факт потребления электрической энергии в спорном жилом доме в отсутствие заключенного в установленном порядке двустороннего договора энергоснабжения. В адрес ТСЖ "Островский 36/40а" направлено уведомление от 02.04.2013 N 14/336 с требованием пригласить ответственного представителя, имеющего право подписи от имени собственников квартир по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островский, 36/40а, на 05.04.2013 в 10:00 для составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Письмом от 09.04.2013 N 14/366 повторно сообщено об отсутствии правовых оснований для потребления электрической энергии и направлено предупреждение о введении ограничения режима потребления электрической энергии. О выявленном в ходе проведенной проверки факте бездоговорного потребления электрической энергии проинформированы администрация Ленинского района города Ростова-на-Дону (исх. от 21.05.2013 N 14/530) и ЗАО "Донэнергосбыт" (исх. от 21.05.2013 N 14/531). В период с 22.02.2013 граждане, проживающие по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, обращались в ЗАО "Донэнергосбыт" (правопредшественник ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") с просьбой заключить договор энергоснабжения. ОАО "Энергосбыт" переданы сведения для заключения договоров и выставления счетов на оплату за потребленный ресурс. В установленный законом срок ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" договоры и квитанцию на оплату энергоснабжения не направило. 25 марта 2013 года в адрес ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" направило уведомление о том, что собственники не получили квитанцию на оплату энергоснабжения и не имеют возможности оплатить потребленный коммунальный ресурс. 24 мая 2013 года сетевая организация ввела ограничение режима потребления гражданами, проживающими по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, электрической энергии, о чем составлен акт от 24.05.2013 N 04/0687. По мнению антимонопольного органа, действия ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", выразившиеся в прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии, противоречат части 4 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункту 6 правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. На основании решения управления выдано предписание от 14.05.2014 N 374/02, которым ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, (пункт 1) и во исполнение пункта 1 предписания в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания отозвать уведомления об ограничении, извещения о приостановлении передачи электроэнергии, направленные жильцам многоквартирного жилого дома. Расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40 а. Общество, считая незаконным решение и предписание, обратилось в суд с настоящими требованиями. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Пунктами 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суды установили, что общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии и на него распространяются ограничения, определенные статьей 10 Закона о защите конкуренции, устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц. Из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 данного закона; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона о защите конкуренции). Пункт 4 названного постановления Пленума указывает на запрещение действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции). Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Являясь сетевой организацией и осуществляя передачу электрической энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество «Энергосбыт Ростовэнерго» является субъектом естественной монополии. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В силу пункта 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. В силу технологических особенностей услуга электроснабжения, предоставляемая сетевой организацией жильцам указанного дома, не может быть заменена в потреблении другими товарами, следовательно, является социально значимой услугой в сфере обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности граждан. Жильцы вправе пользоваться услугой по поставке электроснабжения даже в отсутствие договора поставки с обществом в письменной форме, и отсутствие такого договора не свидетельствует о бездоговорном потреблении газа жильцами многоквартирного дома. В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40). Подлежат отклонению доводы сетевой организации о том, что ограничение энергоснабжения произведено в связи с бездоговорным потреблением электрической энергией (пункт 121 Правил N 442). Как установлено в решении Арбитражного суда Ростовской области по делу №А53-14449/2014, с момента создания в июне 2010 года ТСЖ "Островский 36/40а", последнее принимало меры к заключению в письменной форме договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопреемник общества "Донэнергосбыт"). На основании ч.2 ст. 69 АПК РФ Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу n А53-1005/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|