Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2015 по делу n А53-493/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-493/2015 22 июня 2015 года 15АП-10012/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ванина В.В. судей Ереминой О.А., Чотчаева Б.Т. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л. при участии: от истца: представитель Воротилов А.В., паспорт, по доверенности от 14.02.2013; от ответчика: представитель Скляров А.А., удостоверение, по доверенности от 26.12.2014; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Каскад" на определение Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2015 по делу № А53-493/2015 об оставлении искового заявления без рассмотрения по иску открытого акционерного общества "Каскад" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неосновательного обогащения, принятое в составе судьи Деминой Я.А. УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Каскад» (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – дорога, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме необоснованно списанной провозной платы в размере 8 439 руб. 36 коп. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2015 исковое заявление оставлено без рассмотрения. Истцу возвращена государственная пошлина по иску в размере 2000 руб. Определение мотивировано несоблюдением обществом претензионного порядка урегулирования спора. Общество обжаловало определение в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просило судебный акт отменить и направить вопрос на новое рассмотрение. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что предмет иска образует требование не о возврате провозной платы, а о взыскании неосновательного обогащения. Поскольку в соответствии с действующим процессуальным законодательством иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, расположенного вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, постольку с учетом того, что правоотношения сторон вытекают из деятельности филиала ОАО «РЖД» - «СКЖД» (договор перевозки был заключен непосредственно с СКЖД ОАО «РЖД», а не ЮВЖД), который произвел необоснованное списание провозной платы, истец обосновано обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском по настоящему делу. Суд первой инстанции не принял во внимание, что приказ ОАО «РЖД» от 06.06.2005 № 84, которым установлен перечень подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, является внутриведомственным; действующее законодательство не содержит императивных требований предъявления претензий только по месту нахождения железнодорожной станции назначения. Данный приказ не был опубликован в официальном источнике. Истец не был информирован о подразделениях, в адрес которых необходимо было направлять претензии, связанные с возвратом необоснованно списанной суммы. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.03.2014 со станции Горная СКЖД были отправлены груженные вагоны (транспортная ж/д накладная № ЭЙ 493750, квитанция о приеме груза № ЭЙ 493750) на станцию Воронеж-Курский ЮВЖД с грузом «щебень». В пути следования на ст. Придача полувагон с номером 56395940 был забракован (необходимость ремонта буксов), в связи с чем был отправлен для проведения ремонта на ст. Отрожка. За провоз вагона до станции его ремонта перевозчиком с лицевого счета общества 30.04.2014 были списаны денежные средства в размере 8 439 руб. 36 коп. Полагая, что списание денежных средств в указанном размере с лицевого счета общества произведено дорогой незаконно, общество обратилось в СК ТЦФТО ОАО «РЖД» с досудебной претензией о возврате провозной платы № 712 от 28.08.2014. Письмом от 11.09.2013 № Юпр-14/3610, 14/3611 дорога сообщила обществу о том, что его претензия о возврате провозной платы № 712 от 28.08.2014 не может быть рассмотрена по существу, поскольку должна быть адресована ТЦФТО дороги назначения. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 ПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Согласно пунктам 1, 2 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Обязательность предъявления претензии установлена статьей 120 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав). В силу абзаца второго статьи 122 Устава порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Согласно статье 3 Устава правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности. В соответствии с абзацем вторым пункта Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 42 перечень подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых в ходит рассмотрение претензий, устанавливается перевозчиком с указанием их юридических адресов и доводится до сведения грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, с которыми заключены договоры на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или договоры на подачу, уборку вагонов, и других физических и юридических лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта общего пользования. Приказом дороги от 06.06.2005 № 84 «Об утверждении перечня подразделений ОАО «РЖД», в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов» (далее – приказ № 84), установлен перечень подразделений дороги, в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов. В соответствии с пунктом 1 данного приказа претензии по требованиям о возврате провозной платы должны направляться в Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) железной дороги – филиала ОАО «РЖД», в состав которого входит железнодорожная станция назначения перевозимого груза. Приказом дороги от 09.07.2009 № 134 упразднены дорожные центры фирменного транспортного обслуживания железной дороги и созданы территориальные центры фирменного транспортного обслуживания. Из представленной в материалы дела транспортной железнодорожной накладной № ЭЙ 493750 следует, что станцией назначения по спорной перевозке являлась ж/д станция Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги. На Юго-Восточной железной дороге подразделением дороги, в функциональные обязанности которого входит рассмотрение претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов, в соответствии с указанным выше перечнем является Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания Юго-Восточной железной дороги, расположенный по адресу: 394000 г. Воронеж, ул. Кольцовская 22. Таким образом, спорная претензия № 712 от 28.08.2014 была направлена ненадлежащему субъекту по рассмотрению претензий, что свидетельствует о нарушении истцом порядка предъявления претензии и является основанием для оставления иска без рассмотрения (пункту 45 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»). Аналогичная позиция выражена в определении ВАС РФ от 04.12.2013 № ВАС-17637/13 по делу № А56-24442/2013. Доводы апелляционной жалобы о том, что приказ № 84 является внутриведомственным, не был опубликован в официальном источнике, действующее законодательство не содержит императивного требования предъявления претензий только по месту нахождения железнодорожной станции назначения, а истец не был информирован о подразделениях, в адрес которых необходимо было направлять претензии, связанные с возвратом необоснованно списанной суммы, подлежат отклонению в силу следующего. Приказ № 84 был издан в соответствии со статьями 120, 122 Устава, в связи с чем является публичным, а не внутренним документом ответчика, опубликован в печатном издании «Экономика железных дорог» (2005, № 9), размещен в информационно-правовых системах («КонсультантПлюс», «Гарант»), в системе Интернет, чем обеспечивалось информирование неопределенного круга лиц. Аналогичными способами был опубликован также дороги от 09.07.2009 № 134, в котором содержатся сведения об адресах местонахождения территориальных центров фирменного транспортного обслуживания («РЖД. Партнер. Документы», 2009, № 21). При этом, не являясь нормативными актами, данные приказы не подлежали официальному опубликованию в порядке, установленном для нормативных актов. В силу правовой позиции, выраженной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.10.2014 по делу № А19-3902/2014 (определением Верховного Суда РФ от 25.02.2015 № 302-ЭС14-9084 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления) поскольку способ доведения до сведения грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования информации о наименовании и местонахождении подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, действующим законодательством не установлен, постольку сообщение клиенту почтового адреса подразделений перевозчика в общедоступной информационной сети «Интернет» является допустимым способом доведения соответствующей информации. Таким образом, истец, действуя разумно и добросовестно, как профессиональный участник указанного рынка услуг, должен был знать о подразделении дороги, уполномоченном на рассмотрение претензий. Довод апелляционной жалобы о том, что в предмет иска входит требование не о возврате провозной платы, а о взыскании неосновательного обогащения, подлежит отклонению, поскольку требование о возврате провозной платы может опосредоваться различными обязательствами, в том числе кондикционными – в случае, когда провозная плата списана дорогой в отсутствие установленного законом или сделкой основания. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно оставил без рассмотрения исковое заявление общества. В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены. Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: определение Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2015 по делу № А53-493/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий В.В. Ванин Судьи О.А. Еремина Б.Т. Чотчаев Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2015 по делу n А53-11994/2013. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|