Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу n А01-1764/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А01-1764/2008-5 28 апреля 2009 г. 15АП-925/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ткаченко Т.И., судей Колесова Ю.И., Смотровой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И., при участии: от заявителя: представителя по доверенности от 15.01.2009 г. Ворониной Л.И., паспорт 7907 № 501557, выдан отделом ОФМС России по РА в г. Майкопе 12.09.2007 г.; от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 21.04.2009 г. № 588 Женетль А.Ш., удостоверение от 04.03.2009 г. № 5004; от ТСЖ «ЖСК 30»: председателя правления Лещенко Т.П., выписка из протокола общего собрания № 3 от 27.12.2008 г., паспорт 7902 № 139004, выдан УВД г. Майкопа РА 03.04.2002 г.; от Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом (ходатайство от 03.03.2009 г. № 01/165 о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя); рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2008 г. по делу № А01-1764/2008-5 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Майкопские тепловые сети" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, при участии третьих лиц: товарищества собственников жилья "ЖСК-30", Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, об оспаривании решения и предписания УФАС по РА, принятое судьей Нефедовым В.Н., УСТАНОВИЛ: Муниципальное унитарное предприятие "Майкопские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконными решения от 13.08.08 по делу № А-2/08-10 и предписания от 13.08.08 по делу № А-2/08-10 УФАС по Республике Адыгея. Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что антимонопольный орган, выдав предписание, в то время как товарищество обратилось с просьбой о содействии в решении вопроса, касающегося установки приборов учёта на отопление многоквартирного дома, вышел за пределы своей компетенции, а технические условия, закрепляющие установку прибора учёта как на горячую воду, так и на отопление, не противоречат действующему законодательству и условиям договора поставки тепловой энергии. Не согласившись с принятым судебным актом УФАС по РА обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что действия заявителя по навязыванию в технических условиях товариществу установки прибора учета в систему горячего водоснабжения является злоупотреблением доминирующим положением на рынке, а антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства вправе принимать решения и выдавать предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие такого злоупотребления. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором МУП "Майкопские тепловые сети" не согласилось с доводами УФАС по РО, сославшись на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции. В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ «ЖСК-30» поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме. Управлением государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо полагает, что доводы УФАС по РА о навязывании контрагенту незаконных условий несостоятельны, так как согласно договору на отпуск тепловой энергии порядок расчета тождественен порядку расчета, установленному постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, которым предусмотрен в качестве одного из вариантов расчет на основании показаний приборов учета. Также третье лицо сослалось на п. 5.1.2 постановления Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, в соответствии с которым организация по обслуживанию жилищного фонда обязана совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, повторно рассматривает дело. В судебном заседании представитель заинтересованного лица изложил доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Председатель ТСЖ «ЖСК-30» в судебном заседании поддержал доводы антимонопольного органа в полном объеме. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (ходатайство от 03.03.2009 г. № 01/165 о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя), что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между МУП "Майкопские тепловые сети" и ТСЖ «ЖСК-30» заключен договор на поставку тепловой энергии от 23.01.2004 г. № 730. Согласно условиям, указанным в договоре, предприятие обязано продавать товариществу через присоединенную сеть тепловую энергию, а товарищество обязано оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Письмом от 05.06.08 № 80 товарищество обратилось к предприятию с просьбой дать разрешение на установку дополнительных труб на отопление для восстановления циркуляции и предоставить технические условия на установку прибора учета на отопление. Предприятие направило товариществу технические условия от 16.06.08 № 10 на установку узла тепловой энергии. 19.06.08 товарищество в письме № 82 просило предприятие внести корректировку в пункт 2 технических условий: по проектировке только системы отопления, так как на общем собрании жителей многоквартирного дома 28.03.08 было принято решение установить в 2008 году прибор учета только на отопление. 20 июня 2008 г. предприятие направило товариществу письмо № 2212, в котором сообщило, что в связи с наличием в многоквартирном жилом доме, находящимся под управлением товарищества, как системы централизованного отопления, так и системы горячего водоснабжения, технические условия выданы на установку узла учета тепловой энергии, поступающей в дом, в комплексе. Технические условия соответствуют требованиям пункта 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. №170, и необходимость их корректировки отсутствует. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества с заявлением от 18.07.08 № 99 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея. Решением УФАС по РА от 13.08.08 в действиях заявителя установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов товарищества, путем навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора. На основании указанного решения Управление выдало МУП "Майкопские тепловые сети" предписание от 13.08.08, согласно которому предприятию предписано в срок до 10 сентября 2008 г. прекратить данное нарушение при выдаче товариществу технических условий от 16.06.08 г. №10 на установку приборов учета тепловой энергии у абонента и исключить из пункта 2 технических условий от 16.06.08 г. №10 обязанность установки второго узла учета на горячее водоснабжение. Не согласившись с принятыми УФАС по РА 13.08.08 г. по делу №А-2/08-10 решением и предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришёл к выводу, что антимонопольный орган, выдав предписание, касающееся заключения, изменения и расторжения договора в отсутствие соответствующего ходатайства, вышел за пределы своей компетенции, а технические условия, закрепляющие установку прибора учёта как на горячую воду, так и на отопление, не противоречат действующему законодательству и условиям договора поставки тепловой энергии. Указанные выводы соответствуют действующим правовым нормам и фактическим обстоятельствам по делу по следующим основаниям. Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица. В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, в частности, выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания (пункт 2 части 1 статьи 23): о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией (подпункт и); Право выдачи предписаний об изменении условий договоров или о расторжении договоров и право антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с исками об изменении или о расторжении договора распространяется только на уже заключенные договоры, поскольку на стадии заключения договора невозможно его изменение или расторжение. Предписание об исключении пунктов договора из оферты (как указано в оспариваемом обществом предписании) не соответствует статье 23 Закона о защите конкуренции и статьям 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым разногласия по преддоговорным спорам должны направляться на рассмотрение суда, а условия, по которым у сторон имеются разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Данное правило императивно и исключает множественную подведомственность в рассмотрении преддоговорных споров, корреспондируя с нормами материального и процессуального права о праве на судебную защиту и оценку компетентным судом приводимых аргументов. Выход антимонопольного органа за пределы своей компетенции является достаточным основанием для признания оспариваемых решения и предписания управления незаконными. Из материалов дела следует, что оспариваемым предписанием антимонопольного органа, выданным на основании решения от 13.08.08, предприятию было предписано исключить из пункта 2 технических условий обязанность установки второго узла учета на горячее водоснабжение, тогда как соответствующего ходатайства ТСЖ «ЖСК-30» не заявлялось, что в силу вышеназванных правовых норм свидетельствует о выходе антимонопольного органа за пределы своей компетенции и, соответственно, правомерности вывода суда о незаконности оспариваемых решения и предписания. Правомерность и обоснованность данной правовой позиции подтверждается постановлением ФАС СКО от 14.11.2008 г. по делу № А53-3608/2008-С4-10. Вместе с тем, согласно пункту 3.1 договора на поставку тепловой энергии от 23.01.2004 г. №730 учет отпущенной тепловой энергии товариществу производится по приборам учета, установленным на тепловых пунктах товарищества. При отсутствии приборов учета тепловой энергии, по истечении срока проверки приборов узла учета тепловой энергии, а также при выходе из строя приборов учета, количество тепловой энергии определяется на основании расчетных нагрузок, указанных в настоящем договоре, общих площадей с учетом социальной нормы и сверх социальной нормы. Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу n А32-8116/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|