Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А32-39515/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-39515/2014

29 мая 2015 года                                                                                 15АП-6640/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Галова В.В., судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Щетининым П.И.,

при участии:

от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации – представитель Кирилова О.С. по доверенности от 12.01.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Департамента имущественных отношений Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 по делу № А32-39515/2014 ( судья Шепель А.А.) по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к ответчикам : Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае; Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации при участии третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Администрация муниципального образования город Краснодар; Министерство финансов Краснодарского края о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, о признании права собственности Краснодарского края на нежилые помещения административного здания, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников, 38, общей площадью 4 003,4 кв.м.: помещения 30-84, 86-102 первого этажа общей площадью 1 332 кв.м.; помещения 14-54, часть помещения 13 площадью 71,3 кв.м. второго этажа общей площадью 1 966,7 кв.м.; помещения 35-59, часть помещения 68 площадью 112,3 кв.м. третьего этажа общей площадью 704,7 кв.м.

По мнению истца, Краснодарский край является собственником спорного имущества, на которое зарегистрировано право оперативного управления ГУВД по Краснодарскому краю, в связи с чем на основании статей 12, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит признать право собственности на спорное имущество.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебный акт мотивирован избранием истцом неверного способа защиты нарушенного права, поскольку фактически иск о признании права собственности, мотивированный положениями статей 12, 209, 223, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, предъявлен лицом, фактически не владеющим спорным имуществом.

Кроме того, суд первой инстанции так же указал, что спорное имущество в силу закона относится к федеральной собственности, поскольку спорное имущество было приобретено ГУВД Краснодарского края, которое с момента своего создания, несмотря на частичное финансирование из средств краевого бюджета и других источников, входит в систему федерального органа исполнительной власти.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Апеллянт оспаривает выводы суда первой инстанции относительно отнесения спорного имущества к федеральной собственности.

По мнению апеллянта, спорное имущество не может быть отнесено к федеральной собственности, поскольку было приобретено из средств краевого бюджета для обеспечения личного состава милиции общественной безопасности ГУВД края служебными помещениями, выделенными на основании распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 12.11.1996 №1050-р "О выделении денежных средств из краевого бюджета".

Спорное имущество в соответствии с положениями статьи 24 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 № 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского края" подлежит передаче в безвозмездное пользование федеральному органу государственной власти по решению администрации Краснодарского края, однако в установленном порядке договор безвозмездного пользования не заключался, имущество из краевой собственности не выбывало. Апеллянт также оспаривает выводы суда первой инстанции относительно избрания неверного способа защиты нарушенного права. По мнению апеллянта, поскольку спорное имущество было приобретено из средств Краевого бюджета, истцом правомерно не заявляются виндикационные требования.

Представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебном заседании апелляционной инстанции против доводов жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Остальные участники судебного разбирательства в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии  с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие извещенных лиц.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.11.1996 главой администрации Краснодарского края принято распоряжение № 1050-р "О выделении денежных средств из краевого бюджета", которым предусмотрено выделение ГУВД Краснодарского края из краевого бюджета денежных средств на приобретение у ОАО "Мебельная фирма "Краснодар" административного здания стоимостью 10 117 млн. руб. для обеспечения личного состава милиции общественной безопасности ГУВД Краснодарского края служебными помещениями.

В порядке, установленном постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 № 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края", в Реестр государственной собственности Краснодарского края внесены вышеуказанные помещения, составляющие 2/3 части административного здания общей площадью 4003,4 кв.м.

Вместе с тем, на часть административного здания площадью 2823,2 кв.м зарегистрировано право оперативного управления ГУВД по Краснодарскому краю, чем, как считает истец,  нарушены имущественные права Краснодарского края.

Истец, считая себя собственником спорного имущества, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями о признании права собственности.

При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

В соответствии с положениями статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрены основания приобретения права собственности.

В соответствии с пунктом 1 названной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с положениями статей 131, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на объект недвижимого имущества возникает с момента его государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Апеллянт полагает, что, поскольку спорное имущество было приобретено ГУВД Краснодарского края за счет средств краевого бюджета, то оно является имуществом Краснодарского края.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, договор купли-продажи был зарегистрирован 35.09.1997 в установленном законом порядке в МП "Бюро технической инвентаризации", о чем имеется соответствующая отметка на договоре, а, следовательно, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", данный договор является юридически действительным и заключенным.

Спорное имущество было приобретено федеральным учреждением - ГУВД Краснодарского края, которое входит в систему органов МВД России, которое в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18.07.1996 № 1039, является федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

На момент заключения договора от 20.11.1996 года ГУВД Краснодарского края осуществляло свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции", указом Президента РФ от 18.07.1996 № 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации".

В соответствии с положениями статьи 1 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции", милиция входила в состав Министерства внутренних дел.

В соответствии с положениями статьи 35 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции", финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с положениями статьи 36 названного закона,  материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции. То есть все необходимые милиции ресурсы приобретаются по общему правилу за счет средств, выделяемых на финансирование милиции, т.е. за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.

В соответствии с положениями пункта 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 18.07.1996 № 1039, МВД России возглавляет

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А32-33943/2011. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также