Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу n А32-44003/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                     дело № А32-44003/2014

27 мая 2015 года                                                                                              15АП-6738/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2015 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,

судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился, извещен;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;

от третьих лиц: представители не явились извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2015г. по делу № А32-44003/2014 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,

третьи лица: Администрация муниципального образования город Краснодар;

общество с ограниченной ответственностью "Эксперт",

принятое в составе судьи Левченко О.С.,

 

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее – Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит:

- признать незаконными отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – Управление Росреестра), выраженный в письме от 06.10.2014г. № 17-526/28134, в части отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176, площадью 104 кв. м, расположенного по адресу: г.Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красноармейская, 94/2;

- обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176, площадью 104 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красноармейская, 94/2.

Требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176, площадью 104 кв. м, предоставленный на основании постановления главы администрации г.Краснодара от 08.02.1996г. № 152 «О предоставлении малому государственному предприятию НВФ «РИТИ» земельного участка в Центральном административном округе» в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) относится к федеральной собственности. Поэтому отказ Управления Росреестра не соответствует Федеральному закону от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) и нарушает права Российской Федерации.

Определением суда первой инстанции от 21.01.2015г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Эксперт» (далее – общество) и Администрация муниципального образования город Краснодар (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росимущества обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Управление Росимущества просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что оспариваемый отказ в государственной регистрации  права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176 является незаконным, поскольку согласно выписке из ЕГРП от 14.08.2014г. № 90-2412657 на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176 сведения о правообладателе (собственнике) отсутствуют.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Как следует из материалов дела, 23 августа 2014 года Управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176. Как видно из расписки в получении документов от 23.08.2014г., к заявлению приложен кадастровый паспорт на земельный участок от 14.08.2014г., выписка из реестра федерального имущества от 14.08.2014г.

Из кадастрового паспорта от 14.08.2014г. следует, что земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0303034:176 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303034:22, поставлен на государственный кадастровый учет 29.07.2011г.

Согласно выписке из реестра федерального имущества № 857/1 от 14.08.2014г. на основании постановления главы администрации г. Краснодара от 08.02.1996г. № 152 «О предоставлении малому государственному предприятию НВФ «РИТИ» земельного участка в Центральном административном округе» малому государственному предприятию НВФ «РИТИ» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:22.

Согласно представленного в материалы дела договора аренды земельного участка № 4300018312 от 16.03.2012г., заключенного между администрацией и обществом, зарегистрированного в установленном законом порядке (выписка из ЕГРП от 06.11.2014г. № 90-3890238), земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176 предоставлен в аренду общество с ограниченной ответственностью "Эксперт".

Проведение государственной регистрации приостанавливалось на срок до 03.10.2014г. с целью устранения Управлением Росимущества противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (право аренды) на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176.

06 октября 2014 года Управление Росреестра на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права. Отказ мотивирован непредставлением Управлением Росимущества документов, необходимых для государственной регистрации. Причины, препятствующие регистрации права собственности, не устранены.

Полагая, что отказ Управления Росреестра от 06.10.2014г. № 17-526/28134 не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нормам Закона о регистрации, Росимущество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).

В государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые для регистрации в соответствии с Законом о регистрации (абзац десятый пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).

К числу таких документов относятся заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009г. № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Между тем в отношении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю законодателем предусмотрены особенности.

Как следует из положений пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.

Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.

В пункте 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень). В рассматриваемый период действовал Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. № 404.

На государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 Перечня).

Согласно выписке из реестра федерального имущества № 857/1 от 14.08.2014г., документом – основанием возникновения иного вещного права, указано постановление главы администрации г. Краснодара от 08.02.1996г. № 152 «О предоставлении малому государственному предприятию НВФ «РИТИ». Указанное постановление к заявлению не было приложено.

Как верно отметил суд первой инстанции, указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации права (аналогичная позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2013г. по делу № А32-3679/2012).

Кроме того, как было указано выше, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выписка из ЕГРП № 90-3890238 от 06.11.2014г.) имеется запись о государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:176 на основании договора аренды земельного участка № 4300018312 от 16.03.2012г., заключенного между администрацией и обществом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу n А53-30576/2014. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также