Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А32-40577/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-40577/2014

21 мая 2015 года                                                                                 15АП-5631/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Филимоновой С.С.

судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии:

от истца: не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал №1

на решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2015 по делу № А32-40577/2014

по иску Государственного учреждения  Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал №1

к ответчику  Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования город Краснодар "Гимназия №18"

о взыскании страховых пенсионных взносов,

принятое в составе судьи Чеснокова А.А.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное учреждение Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал №1 обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования город Краснодар "Гимназия №18"  о взыскании 31376,54 руб. задолженности по страховым пенсионным взносам, пени и штрафов.

Решением суда от 16.02.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что компенсационные выплаты не включаются в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение  Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал №1 обжаловало его  в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что выплаты педагогическим работникам в счет компенсации удорожания питания не отражены в федеральном законодательстве, а потому подлежат обложению страховыми взносами.

Образовательное учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 28.03.2014 фондом проведена выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которого составлен акт № 115.

На основании проведенной проверки принято решение от 30.04.2014 № 29 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также решение от 30.04.2014 № 39 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с решением № 29 от 30.04.2014 учреждению были начислены недоимка в размере 25443,11 руб., штраф в размере 4977,09 руб., пени в размере 956,34 руб.

Указанное решение учреждением исполнено частично, уплачена недоимка в размере 25443,11 руб., сумма штрафа и пени погашена не была.

Согласно решению № 39 от 30.04.2014 фондом начислена учреждению недоимка в размере 1804,16 руб. и пеня в размере 44,29 руб. (недоимка перечислена учреждением).

Фонд направил учреждению требования от 21.05.2014 № 29, от 21.05.2014 № 39 и предложил заинтересованному лицу уплатить имеющуюся задолженность по штрафу и пени в срок до 31.05.2014 в добровольном порядке.

Учреждение требование не исполнило, что послужило основанием для обращения фонда с заявлением в арбитражный суд.

Основанием для доначисления образовательному учреждению к уплате взносов на обязательное социальное страхование, а также пени и штрафа явилось необоснованное, по мнению фонда, невключение образовательным учреждением в налоговую базу сумм, ежемесячной денежной компенсации удорожания стоимости питания,  выплаченных в 2011-2013 годах педагогическим работникам за счет средств краевого бюджета, на основании Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1670-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы “Развитие образования в Краснодарском крае” на 2009-2010 годы», постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.09.2008 № 757-П «О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы “Развитие образования в Краснодарском крае” на 2006-2010 годы», постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 № 961 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы», решения городской Думы города Краснодара от 27.11.2008 № 49 «О мере социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы».

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, оснований для включения компенсационных выплат в базу по исчислению страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не имеется.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) этот закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ  объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

По части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Суд первой инстанции установил, что учреждение организовало ежедневное льготное питание преподавателей из расчета 11 рублей 50 копеек в день на одного работника, за счет средств бюджета Краснодарского края.

Законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1670-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2009-2010 годы" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы" установлена частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, из расчета 3 рубля 50 копеек в день на одного обучающегося и педагогических работников указанных учреждений из расчета 11 рублей 50 копеек в день на одного педагогического работника.

К установленным по делу обстоятельствам суд правильно применил нормы права и сделал обоснованный вывод о том, что спорная денежная компенсация согласно статье 9 Закона N 212-ФЗ относится к необлагаемым выплатам и у фонда отсутствовали основания для обложения ее страховыми взносами, а также для начисления пени и штрафа.

Сам

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А53-26979/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также