Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А53-7957/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-7957/2014

31 марта 2015 года                                                                             15АП-19328/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,

судей Ломидзе О.Г., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анистратенко А.В.,

при участии: от истца: Лашков А.В. по доверенности от 09.01.2015,

от ответчика: не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Порткомплектимпекс"

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 05.09.2014 по делу № А53-7957/2014

по иску закрытого акционерного общества "Порткомплектимпекс"

к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Югстроймонтаж"

о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,

принятое в составе судьи Бутенко З.П.,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Порткомплектимпекс" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Югстроймонтаж" о взыскании неосновательного обогащения в размере 9 793 744 рублей 76 копеек, 944 892 рублей 33 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковые требования мотивированы тем, что истец в одностороннем порядке отказался от исполнения двух заключенных с ответчиком контрактов по причине невыполнения ответчиком работ по данным контрактам в установленный срок. Истец указывает, что объемы работ, не выполненные ответчиком, выполнены истцом самостоятельно. В этой связи возврату подлежит сумма неотработанного ответчиком аванса.

Решением суда от 05.09.2014 исковые требования удовлетворены частично.

Суд взыскал с ответчика в пользу истца 479 963 рубля 77 копеек неосновательного обогащения, 5 939 рублей 55 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 3 470 рублей 22 копейки расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано.

Суд установил факт заключения сторонами двух договоров строительного подряда, факт отказа истца как заказчика от исполнения данных договоров и прекращение договорных отношений по данному основанию в январе 2014. Суд также установил, что работы, выполненные ответчиком вплоть до 15.09.2012г., приняты истцом без замечаний, работы, выполненные в последующий период, вплоть до прекращения договора, не приняты истцом безосновательно, поскольку акты КС-2, справки КС-3 и исполнительная документация направлены в адрес истца, истец не заявил мотивированного отказа от подписания актов и приемки результатов работ. Суд пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт выполнения силами истца работ, результаты которых заявлены к приемке ответчиком после 15.09.2012, отметив, что факт выполнения данных работ  ответчиком опровергается материалами дела. С учетом превышения суммы выплаченной ответчику истцом над стоимостью работ по всем актам КС-2, справкам КС-3, суд удовлетворил требование о взыскании долга в части. С учетом наличия долга по возврату неотработанного аванса требование о взыскании процентов по правилам статьи 395 ГК РФ  признано обоснованным, однако расчет процентов скорректирован по периоду начисления и произведен от реальной суммы долга.

Закрытое акционерное общество "Порткомплектимпекс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Апелляционная жалоба истца мотивирована тем, что с сентября 2012 года какие-либо работы ответчиком не выполнялись, что подтверждается фактом нарушения ранее соблюдаемого порядка ежемесячной отчетности подрядчика,  сведениями журналов производства работ, прекращением переписки сторон с сентября 2012 года. Истец отмечает, что вывод суда о фактическом выполнении работ ответчиком в период после 15.09.2012 сделан без учета представленных истцом сведений о приобретении материалов, журналов КС-6, без учета подписанного сторонами акта сверки за 2012 год с указанием долга ответчика в сумме 9 793 744,76 руб., без учета подтвержденного истцом отсутствия пропусков  у работников ответчика в 2013 году.

Указанные ответчиком в актах КС-2 по эстакаде на сумму 2 451 590,50 руб. и по котельной – на сумму 1 528 017,84 руб. работы в согласованный контрактом объем работ не входили, цена контракта сторонами на соответствующие суммы не увеличивалась.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Впоследствии сторонами предоставлены дополнительные письменные пояснения по существу спора.

В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил. В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в течение дня. После перерыва в судебное заседание представители сторон не явились. Суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ.

Представитель истца в судебном заседании до перерыва поддержал доводы апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, дополнительные пояснения сторон, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 24 октября 2011 между ЗАО "Порткомплектимпекс" (подрядчик) и ООО "Югстроймонтаж" (субподрядчик) были заключены контракты N 118 и N 119 на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению объектов организации системы "Транснефть" на территории Российской Федерации "Котельная" и "Эстакада бетонная сливная", соответственно.

Согласно условиям контрактов подрядчик поручает, а субподрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы и услуги, оговоренные в п. 2.1. контрактов.

В соответствии с условиями контракта N 118 от 24.10.2011 г., контрактная цена работ, подлежащих оплате, определена в ст. 3 Контракта и составляла -13 794 605 рублей 44 копейки, с учетом НДС.

Согласно графику выполнения работ их завершение предполагалось к 29.05.2012г.

Дополнительным соглашением N 1 от 18.11.2011 г., к контракту N 118 от 24.10.2011 г., сторонами в п. 3.1.1 контракта внесены дополнения, включены дополнительные работы: по устройству подпорной стенки ПС-9 по цене - 10 790 руб. /м.3 (бетон поставка подрядчика); засыпка грунта вручную с уплотнением пневмотрамбовками - по цене 350 руб. /м.3; засыпка траншей котлованов щебнем с уплотнением пневмотрамбовками - по цене 550 руб. /м.3; разработка грунта, погрузка, перевозка на 21 км (автодорога) по цене 480 руб. /м.3;

Дополнительным соглашением N 2 от 16.01.2012 г., к контракту N 118 от 24.10.2011 г., сторонами в п. 3.1.1 контракта внесены дополнения, включены дополнительные работы: разработка грунта, с погрузкой, перевозкой по цене 480 руб. /м.3; доставка и (перевозка) на 15 км (автодорога) - по цене 300 руб. /м.3; засыпка котлована околом и щебнем с перемещением до 5 м бульдозерами с планировкой и уплотнением (окол и щебень материал подрядчика) - по цене 350 руб. /м.3; демонтаж ограждения и противоподкопного устройства - по цене 22 400 руб. /за 1тн.

Дополнительным соглашением N 3 от 10.02.2012 к контракту N 118 от 24.10.2011 сторонами в п. 3.1.1 контракта внесены дополнения, включены дополнительные работы: по строительству "наружных сетей водоснабжения и канализации. Строительные работы колодцев. Устройство колодца КМ-6" п. 1.65.450; 1.65.454-455; 1.65.457-460; 1.65.462-463; 1.65.465, 1.65.467, 1.65.469. на сумму - 158 167 рублей 70 копеек.

Также были внесены изменения в статью 3 контракта N 118 от 24.10.2011, в соответствии с которым "Контрактная цена Работ и услуг, подлежащая оплате субподрядчику составила - 13 952 773 рубля 14 копеек".

Из материалов дела усматривается, что во исполнение условий контракта N 118 от 24.10.2011 подрядчик перечислил субподрядчику платежным поручением N 42 от 25.10.2011 авансовый платеж в размере 5 000 000 рублей.

На сумму 76 479 рублей 34 копейки произведен зачет (акт N б/н от 30.12.2011), что подтверждается следующими платежными поручениями: платежным поручением N 106 от 20.02.2012 платеж в размере 50 264,07 руб., платежным поручением N 110 от 21.02.2012 платеж в размере 1 104 186,42 руб., платежным поручением N 125 от 27.02.2012 платеж в размере 154 772,76 руб.

Произведен зачет на сумму - 21 139,18 руб. (акт N 2 от 31.03.2012) по следующим платежным поручениям: платежным поручением N 251 от 09.04.2012 платеж в размере 76 168,16 руб., платежным поручением N 260 от 25.04.2012 платеж в размере 47 379,78 руб., платежным поручением N 354 от 18.05.2012 платеж в размере 460 144,70 руб.

Произведен зачет (акт N 25 от 31.07.2012) на сумму 293 077,25 руб. (платежным поручением N 166 от 31.07.2012 платеж в размере 70 955,46 руб., платежным поручением N 3 от 13.09.2012 платеж в размере 919 138,23 руб.).

Произведен зачет (акт N 28 от 19.11.2012) на сумму 22 944,34 руб. (платежным поручением N 29 от 12.12.2012 платеж в размере 61 765,80 руб., платежным поручением N 29 от 12.12.2012 платеж в размере 221 099,40 руб.).

Итого подрядчиком произведена оплата по контракту N 118 от 24.10.2011 на общую сумму - 8 579 514 рублей 89 копеек.

В соответствии с условиями контракта № 119 от 24.10.2011 (Эстакада) заключенного сторонами, контрактная цена работ, подлежащих оплате, определена в ст. 3 контракта и составляла -72 005 976 рублей 79 копеек, с учетом НДС.

Дополнительным соглашением N 1 от 10.02.2012 г., к контракту N 119 от 24.10.2011 г., сторонами в п. 3.1.1 контракта внесены дополнения, включены дополнительные работы на объекте: "Общестроительные работы ж/д Эстакады. Устройство монолитных лотков ЛМ-1, ЛМ-2" п. 1.17.5; 1.17.6. на общую сумму - 487 340 рублей 00 копеек.

Также были внесены изменения в статью 3 контракта N 119 от 24.10.2011, в соответствии с которыми: "Контрактная цена Работ и услуг, подлежащая оплате субподрядчику составила - 72 493 316 рублей 79 копеек".

Дополнительным соглашением N 2 от 01.07.2012 к контракту N 119 от 24.10.2011 сторонами внесены изменения, исключены следующие работы на объекте: работы по устройству стен в монолитных лотках (п. 1.17.20 - 1.17.28; п. 1.17.30 - 1.17.39; 48-50), монолитного колодца Км1 и камеры врезки КВм1 (1.17.77-1.17.177; 121-123; 125; 129; 133; 145; 149), монолитных ригелей и площадки вантуза ПВ1 (1.17.153-162; 164; 1.17.192-195-197;1.17.203-206-208-210) на сумму 39 986 760 рублей 90 копеек.

Также были внесены изменения в статью 3 контракта N 119 от 24.10.2011, в соответствии с которыми: "Контрактная цена Работ и услуг, подлежащая оплате субподрядчику составила - 32 506 555 рублей 89 копеек".

Во исполнение условий контракта N 119 от 24.10.2011 подрядчик перечислил субподрядчику 32 340 147 рублей 43 копейки, что подтверждается следующими платежными поручениями: платежным поручением N 411 от 25.10.2011 на сумму 18 001 494 рублей 19 копеек, платежным поручением б/н от 30.12.2011 на сумму 133 487 рублей 78 копеек, платежным поручением N 126 от 27.02.2012 на сумму 302 248 рублей 20 копеек, платежным поручением N 124 от 27.02.2012 на сумму 702 290 рублей 88 копеек, платежным поручением N 3 от 31.03.2012 на сумму 247 959 рублей 60 копеек, платежным поручением N 256 от 09.04.2012 на сумму 1 062 869 рублей 68 копеек, платежным поручением N 261 от 25.04.2012 на сумму 1 000 000 рублей, платежным поручением N 332 от 17.05.2012 на сумму 985 048 рублей 81 копейку, платежным поручением N 353 от 18.05.2012 на сумму 1 540 000 рублей, платежным поручением N 357 от 22.05.2012 на сумму 207 486 рублей 90 копеек, платежным поручением N 11 от 31.05.2012 на сумму 488 536 рублей 63 копейки, платежным поручением N 170 от 31.07.2012 на сумму 6 976 660 рублей 65 копеек, платежным поручением N 244 от 02.08.2012 на сумму 409 198 рублей 91 копейку, платежным поручением N 29 от 12.12.2012 на сумму 282 865 рублей 20 копеек.

Согласно пунктам 4.2. обоих контрактов оплата выполненных работ осуществляется подрядчиком в течение 30 банковских дней, следующих за датой получения представителем подрядчика оригинала счета-фактуры, оформленной субподрядчиком на основании:

- журнала учета выполненных работ (форма КС-6),

- акта о приемке выполненных работ (КС-2), при этом выполненные работы должны быть подтверждены Организацией по независимому Технадзору, а акт принят (подписан) полномочным сотрудником/работником Представителя Подрядчика;

- справки о стоимости выполненных работ (КС-3);

- ведомости переработки давальческих материалов поставки субподрядчика за отчетный месяц.

Порядок сдачи-приемки выполненных работ за отчетный месяц предусмотрен ст. 21 контрактов и должен происходить следующим образом: журнал учета выполненных работ (форма КС-6), акт о приемке выполненных работ (КС-2) за отчетный месяц подписанный представителем Технадзора Подрядчика, в том числе в электронном виде, справку о стоимости выполненных работ (КС-3) Субподрядчик предоставляет Подрядчику с сопроводительным письмом в срок не позднее 25 числа текущего месяца.

В материалы дела следующие документы подтверждающие выполнение работ по договору подряда N 118 от 24.10.2011: справку о стоимости выполненных работ и затрат N 12 от 31.12.2013 (отчетный период с 01.12.13 по 31.12.13) на сумму 1 528 017,84 руб.; акт о приемке выполненных работ б/н от 31.12.2013 (отчетный период с 01.12.13 по 31.12.13) на сумму 1 528 017, 84 руб., справку о стоимости выполненных работ и затрат N 11 от 08.02.2013 (отчетный период с 03.01.13 по 08.02.13) на сумму 2 074 574,24 руб., акт о приемке выполненных работ б/н от 08.02.2013 (отчетный период с 03.01.13 по 08.02.13) на сумму 310 906,73 руб., акт о приемке выполненных работ б/н от 08.02.2013 (отчетный период с 03.01.13 по 08.02.13) на сумму 509 215,90 руб.,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А53-17988/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также