Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А53-20059/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-20059/2014 19 марта 2015 года 15АП-22859/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р. судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильенко А.О. при участии: от истца – Мельникова Ольга Владимировна по доверенности от 14.06.2012; от ответчика – Бражникова Анна Николаевна по доверенности от 16.12.2013, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2014 по делу № А53-20059/2014 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" о взыскании штрафа, принятое судьей Маштаковой Е.А., УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Энергопром – Новочеркасский электродный завод» (далее – ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод", ответчик) о взыскании штрафа в размере 637 800 руб. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2014 требования истца удовлетворены частично, с ответчика взыскан штраф в размере 318 900 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что истцом доказан факт задержки вагонов с момента подачи вагонов под выгрузку. В период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран СНГ, на территории Российской Федерации их использование железнодорожной администрацией осуществлялось на праве возмездного пользования. Следовательно, с учетом положений статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железная дорога вправе требовать штраф за задержку вагонов. Размер штрафа произведен истцом только за те вагоны, в отношении которых в графе «принадлежность» указано «СНГ». Расчет штрафа судом проверен и признан обоснованным. Суд применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил сумму штрафа на 50 %. Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что положениями ч. 6 ст. 62, ч. 2 ст. 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено право перевозчика на начисление штрафа за задержку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования только в отношении принадлежащих ему вагонов. ОАО «РЖД» собственником вагонов не является. Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 23.04.2013 № 291/1 не содержит соглашения сторон о размере взимаемой перевозчиком платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в период их нахождения на пути необщего пользования. ОАО «РЖД» не является железнодорожной администрацией в смысле, придаваемом Соглашением о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР от 22.01.1993 и Соглашением о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников СНГ от 12.03.1993. Права и ответственность, вытекающие из названных соглашений возникают у железнодорожной администрации Российской Федерации, а не ОАО «РЖД». Общество не является пользователем вагонов СНГ, не производит оплату за их использование, а является лишь перевозчиком, доставляющим вагоны СНГ грузополучателям. Заключенным между истцом и ответчиком договором от 23.04.2013 № 291/1 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО «РЖД», и не установлен ее размер. В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «РЖД» указывает, что в статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не содержится положений о том, что перевозчик должен являться собственником грузовых вагонов, контейнеров. Соответствующие полномочия реализованы истцом в рамках Регламента взаимодействия между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ОАО «РЖД» по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 26.11.2008 № 2504р. Представителем железнодорожной администрации Российской Федерации назначен президент ОАО «РЖД». Штраф за задержку вагонов вправе взыскивать перевозчик той страны, на территории которой находятся вагоны. В возражениях на отзыв ОАО «РЖД» ответчик указывает, что Регламент от 26.11.2008 № 2504р не является нормативным актом. Плата за пользование вагонами (штраф) по своей природе носит компенсационный характер. Поскольку ОАО «РЖД» не несет расходов на содержание и эксплуатацию вагонов стран СНГ, следовательно отсутствуют расходы, подлежащие компенсации. У истца не возникло обязанности по внесению платы за эстонские вагоны ни в силу Закона, ни в силу договора. Как следует из материалов дела, 12.05.2009 между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «Энергопром – Новочеркасский электродный завод» (владелец) заключен договор № 221/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Энергопром – Новочеркасский электродный завод» при станции Локомотивстрой СКЖД, в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением пути 17 станции Локомотивстрой СКЖД, локомотивом владельца. Согласно пункту 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции №№ 5, 7, 9, 11. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки и выгрузки. В силу пункта 13 договора на железнодорожном пути необщего пользования для вагонов с одной операцией устанавливается технологический срок оборота вагонов 9,1 часа. Поданные на путь необщего пользования вагоны были задержаны под грузовыми операциями сверх технологического срока оборота вагонов, что подтверждается памятками приемосдатчика №№ 460, 467, 494, 502, 509, 513, 518, 526, подписанными представителем ответчика. На основании ведомостей подачи и уборки вагонов № 044268, № 044270, № 045284, № 046291, № 046293, № 046295, № 046298, № 051302 ОАО «Энергопром – Новочеркасский электродный завод» за задержку вагонов под грузовой операцией на путях необщего пользования был начислен штраф в общем размере 637 800 руб. Поскольку начисленный штраф не был оплачен ответчиком в добровольном порядке, ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями. В судебном заседании представители сторон правовые позиции поддержали. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, в том числе ответственность сторон, определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и Кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Согласно статье 794 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: непреодолимой силы, прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом и в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава. Согласно статье 99 Устава в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов, контейнеров. За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Таким образом, по смыслу статьи 99 Устава перевозчик вправе взыскивать штрафные санкции за задержку вагонов под погрузкой (выгрузкой). В силу требований пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. В соответствии с пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. В целях урегулирования порядка оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 утверждены Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с пунктом 2 названных Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы. Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика. В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В подтверждение факта задержки вагонов и обоснование начисления штрафных санкций истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов № 044268, № 044270, № 045284, № 046291, № 046293, № 046295, № 046298, № 051302. По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец не наделен правом начислять штрафные санкции за задержку вагонов, владельцем которых является Эстонская Республика. Между тем, в соответствии со статьей 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами – участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А32-41475/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|