Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А53-20059/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-20059/2014

19 марта 2015 года                                                                             15АП-22859/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.

судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильенко А.О.

при участии:

от истца – Мельникова Ольга Владимировна по доверенности от 14.06.2012;

от ответчика – Бражникова Анна Николаевна по доверенности от 16.12.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод"

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 29.10.2014 по делу № А53-20059/2014

по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

к открытому акционерному обществу "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" о взыскании штрафа, принятое судьей Маштаковой Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Энергопром – Новочеркасский электродный завод» (далее – ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод", ответчик) о взыскании штрафа в размере 637 800 руб.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2014 требования истца удовлетворены частично, с ответчика взыскан штраф в размере 318 900 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что истцом доказан факт задержки вагонов с момента подачи вагонов под выгрузку. В период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран СНГ, на территории Российской Федерации их использование железнодорожной администрацией осуществлялось на праве возмездного пользования. Следовательно, с учетом положений статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железная дорога вправе требовать штраф за задержку вагонов. Размер штрафа произведен истцом только за те вагоны, в отношении которых в графе «принадлежность» указано «СНГ». Расчет штрафа судом проверен и признан обоснованным. Суд применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил сумму штрафа на 50 %.

Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что положениями ч. 6 ст. 62, ч. 2 ст. 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено право перевозчика на начисление штрафа за задержку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования только в отношении принадлежащих ему вагонов. ОАО «РЖД» собственником вагонов не является. Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 23.04.2013 № 291/1 не содержит соглашения сторон о размере взимаемой перевозчиком платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в период их нахождения на пути необщего пользования. ОАО «РЖД» не является железнодорожной администрацией в смысле, придаваемом Соглашением о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР от 22.01.1993 и Соглашением о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников СНГ от 12.03.1993. Права и ответственность, вытекающие из названных соглашений возникают у железнодорожной администрации Российской Федерации, а не ОАО «РЖД». Общество не является пользователем вагонов СНГ, не производит оплату за их использование, а является лишь перевозчиком, доставляющим вагоны СНГ грузополучателям. Заключенным между истцом и ответчиком договором от 23.04.2013 № 291/1 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО «РЖД», и не установлен ее размер.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «РЖД» указывает, что в статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не содержится положений о том, что перевозчик должен являться собственником грузовых вагонов, контейнеров. Соответствующие полномочия реализованы истцом в рамках Регламента взаимодействия между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ОАО «РЖД» по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 26.11.2008 № 2504р. Представителем железнодорожной администрации Российской Федерации назначен президент ОАО «РЖД». Штраф за задержку вагонов вправе взыскивать перевозчик той страны, на территории которой находятся вагоны.

В возражениях на отзыв ОАО «РЖД» ответчик указывает, что Регламент от 26.11.2008 № 2504р не является нормативным актом. Плата за пользование вагонами (штраф) по своей природе носит компенсационный характер. Поскольку ОАО «РЖД» не несет расходов на содержание и эксплуатацию вагонов стран СНГ, следовательно отсутствуют расходы, подлежащие компенсации. У истца не возникло обязанности по внесению платы за эстонские вагоны ни в силу Закона, ни в силу договора.

Как следует из материалов дела, 12.05.2009 между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «Энергопром – Новочеркасский электродный завод» (владелец) заключен договор № 221/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Энергопром – Новочеркасский электродный завод» при станции Локомотивстрой СКЖД, в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением пути 17 станции Локомотивстрой СКЖД, локомотивом владельца.

Согласно пункту 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции №№ 5, 7, 9, 11. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки и выгрузки.

В силу пункта 13 договора на железнодорожном пути необщего пользования для вагонов с одной операцией устанавливается технологический срок оборота вагонов 9,1 часа.

Поданные на путь необщего пользования вагоны были задержаны под грузовыми операциями сверх технологического срока оборота вагонов, что подтверждается памятками приемосдатчика №№ 460, 467, 494, 502, 509, 513, 518, 526, подписанными представителем ответчика.

На основании ведомостей подачи и уборки вагонов № 044268, № 044270, № 045284, № 046291, № 046293, № 046295, № 046298, № 051302 ОАО «Энергопром – Новочеркасский электродный завод» за задержку вагонов под грузовой операцией на путях необщего пользования был начислен штраф в общем размере 637 800 руб.

Поскольку начисленный штраф не был оплачен ответчиком в добровольном порядке, ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.

В судебном заседании представители сторон правовые позиции поддержали.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, в том числе ответственность сторон, определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и Кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 794 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: непреодолимой силы, прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом и в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов, контейнеров.

За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Таким образом, по смыслу статьи 99 Устава перевозчик вправе взыскивать штрафные санкции за задержку вагонов под погрузкой (выгрузкой).

В силу требований пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

В соответствии с пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

В целях урегулирования порядка оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 утверждены Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В подтверждение факта задержки вагонов и обоснование начисления штрафных санкций истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов № 044268, № 044270, № 045284, № 046291, № 046293, № 046295, № 046298, № 051302.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец не наделен правом начислять штрафные санкции за задержку вагонов, владельцем которых является Эстонская Республика.

Между тем, в соответствии со статьей 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами – участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А32-41475/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также