Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу n А53-12690/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-12690/2014

27 февраля 2015 года                                                                            15АП-16329/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Филимоновой С.С.,

судей Соловьевой М.В., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица: представитель Чибинева О.А. по доверенности от 20.01.2015 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центральный рынок" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2014 по делу № А53-12690/2014, принятое судьёй Паутовой Л.Н., по заявлению открытого акционерного общества "Центральный рынок" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Центральный рынок» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградским областям и Республики Калмыкия (далее - Россельхознадзор, административный орган) № 02/1-34-562/2014 от 20.05.2014 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на то что Закон №271-ФЗ, за нарушение которого общество привлекли к ответственности, не содержит ветеринарных правил, суд не учел вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.12.2013 г.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление  просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность и наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва.

Общество, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15.05.2014 Управлением Россельхознадзора, на основании распоряжения от 08.05.2014 №ВП-000402 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Центральный рынок», расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Гоголевский, 29-а, в ходе которой выявлены факты нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения: в мясном павильоне между торговыми рядами на полу, в районе торговых мест №26.0.907, №26.0.908 в картонной коробке совместно с бытовым мусором находятся кости черепа крупного рогатого скота, что является нарушением пунктов 1.2, 1.8 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» №13-7-2/469 от 04.12.1995 (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 №1005), ст. 13 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Выявленные нарушения зафиксированы в акте №ВП-000402 от 15.05.2014, а также в фотоматериалах.

По результатам проверки Управлением Россельхзознадзора в отношении общества составлен протокол от 15.05.2014 об административном правонарушении №02/1-34-562/2014 по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Управления от 20.05.2014 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Частью 3 ст. 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение п.п. 1.2, 1.8 Правил, ст. 13 закона № 271-ФЗ.

Согласно п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469 (далее – Правила), биологическими отходами являются:

- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

- абортированные и мертворожденные плоды;

- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Согласно п. 1.8 Правил, категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

Статья 13 закона № 271-ФЗ устанавливает следующие требования к содержанию рынка, согласно которым:

- содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией;

- рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии;

- на рынке также должны обеспечиваться:

1) своевременные уборка и мероприятия по его благоустройству;

2) проведение санитарно-гигиенических, дезинфекционных мероприятий по предупреждению возникновения очагов инфекционных и паразитарных заболеваний или распространения этих заболеваний, а также локализации и ликвидации таких очагов в случае их возникновения;

3) выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;

4) выполнение иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

- для нормального функционирования рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В соответствии с ч.1 ст. 1 закона № 271-ФЗ, данный закон закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Статья 13 закона № 271-ФЗ устанавливает требования для управляющих организаций содержанию розничного рынка.

В связи с этим нарушения требований закона № 271-ФЗ не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Закон № 271-ФЗ не относится к числу ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, административная ответственность за нарушение которых ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Неисполнение организацией, управляющей розничным рынком, требований закона № 271-ФЗ, не образует предусмотренного ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах вменённое в вину обществу нарушение требований ст. 13 закона 271-ФЗ не влекло привлечения к административной ответственности по ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Апелляционный суд также считает, что общество в части вменённых ему в вину нарушений не является организацией, на деятельность которой распространяются требования Правил.

Так, согласно п. 1.1 Правил, они являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Применительно к определённому п. 1.1 Правил кругу субъектов, на деятельность которых распространяются требования данных Правил, управление указывает, что общество подпадает под круг субъектов исполнения Правил как организация, которая занимается транспортировкой сырья животного происхождения для производства мясокостной муки в условиях ветеринарно-­санитарного утилизационного завода.

Между тем, в оспариваемом постановлении в качестве нарушения требований п.п. 1.2, 1.8 Правил обществу вменено в вину то, что в находящемся на территории управляемого обществом рынка мясном павильоне между торговыми рядами на полу, в районе торговых мест №26.0.907, №26.0.908 в картонной коробке совместно с бытовым мусором находятся кости черепа крупного рогатого скота.

Согласно п.п. 7, 10 ст. 3 закона № 271-ФЗ,

- управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица.

Материалами дела не подтверждается факт принадлежности обнаруженных Управлением костей крупного рогатого скота обществу «Центральный рынок».

При этом общество не занимается обработкой мяса и костей, равно как и их продажей на территории рынка в качестве продавца. Общество является организацией, управляющей розничным рынком.

 На территории общества предпринимательскую деятельность осуществляют иные лица, занимающиеся торговлей, в качестве продавцов.

Согласно материалам дела обществом при заключении договоров аренды торгового места арендаторы обязываются (п.п. 3.2.5, 3.2.6 договора о предоставлении торгового места) содержать торговое место в соответствии с санитарными, ветеринарными нормами и правилами техники безопасности, а также соблюдать законодательство, регулирующее торговую деятельность, а также требования санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного законодательства. Также обществом уведомляются граждане и юридические лица, реализующие продукцию на территории общества (л.д. 38).

Изложенное свидетельствует о принятии обществом мер, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства.

В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления обществом деятельности по транспортировке биологических отходов, равно как отсутствуют доказательства принадлежности обществу выявленных Управлением среди бытового мусора биологических отходов.

В этой связи апелляционный суд считает, что нарушение обществом «Центральный рынок» требований ветеринарного законодательства, образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ, административным органом не доказано.

Нарушение же обществом положений Закона №271-ФЗ не может быть квалифицировано по ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ - специальной норме, предусматривающей административную ответственность на нарушение ветеринарно-санитарных правил специальными субъектами, осуществляющими деятельность в данной сфере.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные обществом требования – удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2014 г. отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия №02/1-34-562/2014 от 20.05.2014 г. о привлечении открытого акционерного общества «Центральный рынок» к административной ответственности по ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                               С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             Н.Н. Смотрова

М.В. Соловьева

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу n А53-26153/2014. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также