Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А32-35299/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-35299/2014 26 февраля 2015 года 15АП-707/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Смотровой Н.Н., судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н., при участии: от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом; от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 по делу № А32-35299/2014 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании недействительным отказа, принятое в составе судьи Гречко О.А., УСТАНОВИЛ: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее – ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о признании недействительным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 03.07.2014 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 61 (в районе Тургеневского моста) в Западном внутригородском округе г. Краснодар; об обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок (далее – спорный земельный участок). Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью наличия у ТУ ФАУГИ права на спорный земельный участок и, как следствие, нарушения этого права оспариваемым отказом. Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ ФАУГИ подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ настаивает на доводе о неправомерности оспариваемого отказа, ссылаясь на то, что спорный земельный участок находится в водоохраной зоне реки Кубань, является неотъемлемой частью водного объекта, обременен береговой полосой (участком общего пользования), в связи с чем, в силу закона, является собственностью Российской Федерации – федеральной собственностью. Управление Росреестра по Краснодарскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ. Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 21.05.2014 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю за регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 61 (в районе Тургеневского моста) в Западном внутригородском округе г. Краснодар. Управление Росреестра по Краснодарскому краю письмом от 03.07.2014 за № 17-422/17686 отказало ТУ ФАУГИ в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, мотивируя это тем, что последним не были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок и доказательство того, что участок обременен береговой полосой и находится в водоохранной зоне реки Кубань. Посчитав отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок незаконным, ТУ ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в настоящем деле требованиями. Повторно рассмотрев заявленные требования, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым ТУ ФАУГИ в установленном главой 24 АПК РФ порядке отказано в удовлетворении заявления. В частности, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с заявленными требованиями ТУ ФАУГИ оспаривает отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю по заявлению ТУ ФАУГИ от 21.05.2014 № 2051/2014-419, изложенный в письме от 03.07.2014 № 17-422/17686. Соответственно, предметом настоящего дела является исследование вопроса о законности отказа, сформулированного в письме от 03.07.2014 № 17-422/17686. Как следует из данного письма, основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, послужило непредставление правоустанавливающих документов на указанный участок. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Частью 1 статьи 17 данного Закона установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Как видно из материалов дела, ни один из указанных в данной статье документов ТУ ФАУГИ представлен не был. ТУ ФАУГИ ссылается на то, что нахождение земельного участка в водоохранной зоне (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федерального водного объекта свидетельствует о принадлежности такого земельного участка Российской Федерации в силу закона. Между тем, суд апелляционной инстанции находит данную правовую позицию необоснованной и соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в силу закона земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 61 (в районе Тургеневского моста) в Западном внутригородском округе г. Краснодар, не отнесен к федеральной собственности. Делая такой вывод, суд первой инстанции правильно сослался на следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. К водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно Водному кодексу РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для: моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине. Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (т. е. внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ). В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда. Таким образом, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии. Частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При этом правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса РФ) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса РФ), на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений. Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 и части 2 статьи 2 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения - отношения по использованию и охране водных объектов. Отношения по использованию и охране земель регулируются земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ). Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ установлен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 08.06.2006) водоохранные зоны рек и водоемов были отнесены к землям природоохранного назначения. Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» указанный подпункт был признан утратившим силу. В то же время на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся иные земли, выполняющие природоохранные функции. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ земли природоохранного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий. Пунктом 4 статьи 97 Земельного кодекса РФ установлено, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель; земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Следовательно, нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию земельного участка. Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Вводного закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ). Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий в качестве критерия разграничения публичной собственности в статье 3.1 данного Закона не упомянуто. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нахождение земельного участка в водоохранной зоне (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федерального водного объекта само по себе не свидетельствует о принадлежности такого земельного участка Российской Федерации. Обременение части спорного земельного участка береговой полосой (участком общего пользования), на что указывает ТУ ФАУГИ, не означает наличие у этого земельного участка статуса федеральной земли. В связи с изложенным, оснований для признания оспариваемого в деле отказа недействительным, у суда первой инстанции не имелось. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 по делу № А32-35299/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий Н.Н. Смотрова Судьи Г.А. Сурмалян С.С. Филимонова Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А32-31641/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|