Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А32-37943/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-37943/2014 24 февраля 2015 года 15АП-589/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2014 по делу № А32-37943/2014 по иску Министерства здравоохранения Краснодарского края к ответчику - ООО "СаНаЛек" о взыскании неустойки принятое в составе судьи Карпенко Т.Ю.
УСТАНОВИЛ: министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СаНаЛек" о взыскании неустойки в размере 13431 руб. 57 коп. Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решением от 12.12.2014 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 2020 руб. 79 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано. Решение мотивировано тем, что ответчиком нарушен установленный в государственном контракте срок поставки товара. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, к ответчику применена ответственность в виде взыскания неустойки. Размер неустойки определен судом первой инстанции с учетом перерасчета неустойки на сумму товара, поставленного с нарушением срока. Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик добровольно, ознакомившись с аукционной документацией, в состав которой входил проект государственного контракта, подал заявку на участие в аукционе. Размер неустойки по государственному контракту не противоречит действующему законодательству. По государственному контракту производилась поставка социально значимых препаратов. Период просрочки составляет 5 дней. Размер неустойки определен правильно. В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края не явился. Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представитель ООО "СаНаЛек" в судебное заседание не явился. Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя. Как следует из отзыва, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения. Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, 11.03.2013 между Министерством здравоохранения Краснодарского края (государственный заказчик) и ООО "СаНаЛек" (поставщик) заключен государственный контракт на поставку медицинской продукции для государственных нужд на 2013 год № 0318200063913000037-0053151-02 (л.д. 10-13), согласно которому поставщик обязался поставить лекарственные препараты в количестве, в ассортименте, по цене и в сроки, указанные в спецификации (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а государственный заказчик обязался принять и оплатить медицинскую продукцию на условиях контракта. В соответствии с пунктом 1.4 контракта поставщик производит поставку медицинской продукции в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта. Согласно пункту 4.2 цена контракта составляет 10312376 руб. 48 коп. В пункте 6.1.2 контракта установлено, что в случае нарушения срока поставки поставщик уплачивает государственному заказчику пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы контракта. Между Министерством здравоохранения Краснодарского края (государственный заказчик) и ООО "СаНаЛек" (поставщик) 27.03.2013 заключено дополнительное соглашение к государственному контракту (л.д. 17), согласно которому пункт 4.2 контракта изложен в следующей редакции: "Цена контракта составляет 9768416 руб. 48 коп.". Во исполнение названного контракта, поставщик поставил заказчику товар на общую сумму 8672984 руб. 38 коп. в срок, установленный контрактом, по товарным накладным № СН130311028 от 11.03.2013, № СН130311029 от 11.03.2013, № СН130314001 от 14.03.2013 (л.д. 21-26) и на сумму 1095432 руб. 10 коп., с нарушением срока - по товарным накладным № СН130318008 от 18.03.2013, № СН 130329003 от 29.03.2013 (л.д. 27-30). Из содержания товарных накладных № СН130318008 от 18.03.2013 и № СН 130329003 от 29.03.2013 следует, что груз принят грузополучателем 26.03.2013 и 01.04.2013 соответственно. В связи с ненадлежащим исполнением ООО "СаНаЛек" обязательств по контракту, Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В силу статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы (пункт 2 названной статьи). В соответствии со статьей 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Факт нарушения установленного в контракте срока поставки товара ООО "СаНаЛек" не отрицается. В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Истцом заявлено требование о взыскании неустойки за нарушение срока поставки товара в размере 13431 руб. 57 коп. за период просрочки с 26.03.2013 по 01.04.2013. Размер неустойки уменьшен судом первой инстанции до 2020 руб. 79 коп., с учетом перерасчета неустойки на сумму товара, поставленного с нарушением срока. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ответчик добровольно, ознакомившись с аукционной документацией, в состав которой входил проект государственного контракта, подал заявку на участие в аукционе. Условия о размере неустойки по государственному контракту не противоречит действующему законодательству. Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 81 от 22.12.2011 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 81 от 22.12.2011 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Как видно из материалов дела, ответчиком в суде первой инстанции заявлялось ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (отзыв – л.д. 76-80). Соразмерность предъявленной к взысканию неустойки последствиям ненадлежащего исполнения обязательства подлежит установлению в каждом конкретном случае в самостоятельном порядке. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.2014 № 5467/4, в силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указанный закон регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливал единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" являлся комплексным законодательным актом, содержащим нормы как публичного, так и частного права. Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в основном состоял из норм императивного характера, ограничивающих свободу усмотрения сторон. Сам проект контракта в силу прямого указания названного закона являлся элементом процедуры размещения заказа, и оспорить его условия можно было только путем подачи жалобы на положения конкурсной документации о торгах либо на извещения о проведении запроса котировок, то есть по основаниям, в порядке и в сроки, установленные непосредственно данным нормативным правовым актом. Не обжалованный на стадии размещения заказа проект контракта подлежал безоговорочному подписанию лицом, победившим на торгах или по результатам запроса котировок. Размещение заказа могло быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом (статья 57 Закона о размещении заказов). Составление протокола разногласий к проекту контракта предусматривалось Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" лишь при проведении открытого аукциона в электронной форме. Однако участник аукциона, с которым заключался контракт, был вправе составить протокол разногласий только к тем положениям проекта контракта, которые не соответствовали извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об этом аукционе и заявке на участие в нем самого участника (часть 4.1 статьи 41.12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). Частью 6 статьи 20, частью 6 статьи 32, частью 6 статьи 41.1, частью 4 статьи 46, частью 7 статьи 53 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был установлен запрет на переговоры между участником размещения заказа и заказчиком, уполномоченным органом, аукционной (конкурсной, котировочной) комиссией при проведении аукциона, конкурса, запроса котировок. Запрет на переговоры означает, что лицо, подписывающее Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А32-23251/2014. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|