Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А32-26000/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-26000/2014

16 февраля 2015 года                                                                        15АП-23796/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,

при участии:

от истца- Склярова Е.Г. по доверенности от 10.07.2014 №141,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город - курорт Анапа

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу № А32-26000/2014,

принятое судьей Левченко О.С.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭкспоЛечЦентр» (ОГРН 1022300507679, ИНН 2301039559)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация муниципального образования город - курорт Анапа; Департамент имущественных отношений Краснодарского края; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570)

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкспоЛечЦентр»  (далее – ООО «ЭкспоЛечЦентр», истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 724 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования для размещения административной корпус – гостиницы, кадастровый номер 23:37:0104001:62, место расположения земельного участка: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Красноармейская, 1 по состоянию на 01.01.2011 равную ее рыночной стоимости; об обязании учреждения внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости с 01.01.2011 путем замены существующей кадастровой стоимости земельного участка 724 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования для размещения административной корпус – гостиницы, кадастровый номер 23:37:0104001:62, место расположения земельного участка: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Красноармейская, 1 по состоянию на 01.01.2011 равную ее рыночной стоимости, в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу решения суда.  

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 исковые требования удовлетворены.

Администрация муниципального образования город-курорт Анапа обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение  суда, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что, заключив договор аренды, истец согласился с ценой договора, в том числе с порядком ее определения. Установление кадастровой стоимости арендатором является попыткой изменения в одностороннем порядке условий договора. Право на определение кадастровой стоимости земельного участка  принадлежит его собственнику. Спорный земельный участок в силу закона не может быть продан собственником участка на открытом рынке в условиях конкуренции. Истцом не доказано, что размер арендной платы, установленный за арендуемый им участок, существенно превышает размер арендной платы, взимаемой частными собственниками в аналогичных условиях. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению поступлений в муниципальный бюджет.

В судебном заседании представитель ООО «ЭкспоЛечЦентр» апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭкспоЛечЦентр» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104001:62, площадью 724 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Красноармейская, 1, что подтверждается договором аренды земельного участка от 21.05.2004 № 3700001217, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.09.2014 № 26/112/2014-307.

На основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756 утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104001:62 в размере 18291765,88 рублей, что отражено в кадастровом паспорте от 23.05.2014№ 2343/12/14-437059.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, ООО «ЭкспоЛечЦентр»  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.

Факт нахождения земельного участка в аренде у истца подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно представленному в материалы дела отчету № 14-9/9 от 23.09.2014, выполненному ООО «Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга «ЭКСКО», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104001:62, по состоянию на 01.01.2011 составляет 8655000  рублей.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отчет об оценке № 14-9/9 от 23.09.2014, составленный ООО «Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга «ЭКСКО», в порядке статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», был представлен на экспертизу Некоммерческому партнерству «Межрегиональный союз оценщиков». Экспертами была проведена проверка соответствия отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза).

Согласно экспертному заключению № 197/13-14 от 02.10.2014  отчет об оценке № 14-9/9 от 23.09.2014 соответствует требованиям Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки.

По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).

В силу статей 12 - 13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А32-44025/2013. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК)  »
Читайте также