Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А32-23217/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-23217/2014

10 февраля 2015 года                                                                        15АП-22868/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Филимоновой С.С.

судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную Департамента имущественных отношений Краснодарского края

на решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 по делу № А32-23217/2014

по заявлению Хохлова Василия Ивановича

к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края

при участии третьего лица Администрации муниципального образования город Краснодар

о признании незаконным бездействия,

принятое в составе судьи Гречко О.А.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Хохлов Василий Иванович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, в котором просил:

признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в уклонении от предоставления Хохлову В.И. в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0424002:0396,

признать незаконным отказ департамента в предоставлении главе хозяйства в аренду указанных земельных участков, выраженный в письмах департамента от 30.05.2014 г. № 52-1324-ж/14-11-05 и № 52-1325-ж/14-11-05,

обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлений в аренду Хохлову В.И. земельного участка с кадастровым номером 23:43:0424002:0396, расположенного по адресу: станица Старокорсунская - массив 2 «Садовый» для осуществления и расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, направить копию решения заявителю, выдать копию указанного решения уполномоченному представителю Хохлова В.И.,

обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлений в аренду Хохлову В.И. земельного участка с кадастровым номером  23:43:0424002:0396 подготовить и направить заявителю проект договора аренды земельного участка (с учетом уточненных требований).

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации муниципального образования город Краснодар.

Решением суда от 05.11.2014 г. удовлетворены требования о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме от 30.05.2014 г. №52-1325-ж/14-11-05 об отказе в предоставлении в аренду Главе КФХ Хохлову В.И, земельного участка с кадастровым номером 23:43:0424002:0396, расположенного по адресу: станица Старокорсунская – массив 2 «Садовый». На Департамент возложена обязанность в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решения принять решение и направить в адрес Хохлова В.И. проект договора аренды участка. В части требований о признании незаконным бездействия и в части требований о признании незаконным отказа, оформленного письмом №52-1324-ж/14-11095, в удовлетворении требований отказано. В остальной части производство по делу прекращено.

Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, заявителем представлен полный перечень необходимых для предоставления участка документов.

Не согласившись с принятым решением, Департамент имущественных отношений Краснодарского края в части удовлетворения заявленных Хохловым В.И. требований обжаловал его  в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заявителем не представлено обоснование размера испрашиваемого им земельного участка, не представлено доказательств наличия у предпринимателя достаточных средств и техники для обработки участка. Департамент также указывает, что Хохловым к заявлению приложены не все документы - приложенная выписка из ЕГРП на участок не содержала печати.

Хохлов В.И.  отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит  удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, глава крестьянского хозяйства Хохлов В.И. 27.05.2014. обратился в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства (его расширения) земельного участка с кадастровым номером 23:43:0424002:0396, ориентировочной площадью 20208,54 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения.

К заявлению приложены: копия паспорта Хохлова В.И. и его представителя, копия свидетельства о внесении в ЕГРИП записи о крестьянском фермерском хозяйстве, копия доверенности, выписка из ЕГРП, копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0424002:559, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 23:43:0424002:0396.

Письмами Департамента от 12.05.2014 г. №52-1089ж/14-11.05 и от 30.05.2014 г. № 52-1324-ж/14-11-05 заявителю в предоставлении земельного участка в аренду отказано со ссылкой на то, что в обращениях Хохлова отсутствует кадастровый номер земельного участка, некорректно указаны его ориентиры, идентифицировать земельный участок и рассмотреть вопрос о предоставлении его в аренду не представляется возможным.

Отказ Департамента обжалован главой КФХ в судебном порядке.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Хохловым В.И. требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с п. 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.

Согласно пункту 1 вышеназванной статьи Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Суд первой инстанции при разрешении спора установил, что глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности созданного крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявление оформлено с учетом требований статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. Доказательства наличия на момент обращения главы хозяйства  заявлений иных лиц о предоставлении этого же земельного участка в дело не представлены. С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что заявитель вправе претендовать на получение участка из земель сельскохозяйственного назначения, необходимого для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, с соблюдением специального порядка, предусмотренного статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ суд принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если установит, что оспариваемое решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая соблюдение главой КФХ Хохловым В.И. требований законодательства РФ и наличие у него права на получение земельного участка для сельскохозяйственной деятельности, суд признал отказ Департамента в предоставлении соответствующего участка в аренду незаконным. В порядке восстановления нарушенного права на основании положений пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса суд обязал Департамент принять решение о предоставлении главе хозяйства в аренду земельного участка, а также направить заявителю проекты договоров аренды в отношении указанного участка.

Довод Департамента о том, что при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения глава хозяйства не обосновал необходимость в предоставлении испрашиваемого участка (подпункт 5 пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве) апелляционным судом отклоняется как необоснованный. Заявление главы хозяйства принято уполномоченным органом к рассмотрению, обжалуемый заявителем ответ Департамента не содержит

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А53-23749/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также