Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А01-1553/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А01-1553/2014

23 января 2015 года                                                                           15АП-21111/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимченко О.Х.

судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Штерхун Е.Э.

при участии:

от истца Божкова Ю.В. по доверенности от 13.01.2015;

от ответчика Делок З.Р. по доверенности от 11.09.2013;

от третьих лиц: не явился, о судебном заседании извещен надлежаще;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея,

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея

от 14.10.2014 по делу № А01-1553/2014  

по иску Администрации муниципального образования «Город Майкоп»

к ответчику: Министерству финансов Российской Федерации

при участии третьего лица: Министерства финансов Республики Адыгея

о взыскании убытков,

принятое  судьей Аутлевой Р.В.

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Город Майкоп» (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (далее управление) о взыскании убытков связанных с приобретением жилого помещения семье Гедуадже Р.Н. в размере

2 891 615 рублей 52 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от  14 октября 2014 г . заявленные требования удовлетворены.

          С апелляционной жалобой на решение суда обратилось Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея, указав в жалобе следующие доводы.

Согласно представленной администрацией выписке из протокола № 5 от 14.02.2011 Генуадже Д.Р. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как инвалид с 07.02.2011 г.

 Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 г.осуществляется  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель жалобы считает, что обеспечение  жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 г. подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет фонда субъекта Российской Федерации. Заявитель жалобы просит решение отменить, производство по делу прекратить.

        В отзыве на жалобу  Министерство финансов Республики Адыгея указало, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных  в предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса РФ Перечне, вставших на жилищный учет после 1 марта2005,осуществляется на основании решений местного самоуправления в соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации и является расходным обязательством Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности о предоставлению жилых помещений инвалидам по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ предполагает полную компенсацию  из федерального бюджета возникающих расходов у органа местного самоуправления. Министерство просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

          В судебном заседании представитель управления доводы жалобы поддержал.

         Представитель Администрации МО «Город Майкоп»   считает доводы жалобы необоснованными, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Министерство финансов Республики Адыгея явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему  выводу.

          Судом первой инстанции установлено, что согласно выписки из протокола № 5 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 09.02.2011 года, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 14.02.2011 № 352-р Гедуадже Рустам Нальбиевич, 1981 года рождения, включен в список граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями и имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ ВК №, справки серии МСЭ-2009 № 0520603 выданной ФГУ «ГБ МСЭ по Республики Адыгея» Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам право на дополнительную площадь» с 14.02.2013 года.

Решения Майкопского городского суда Республики  от 22 марта 2013 г. по делу №-1146/2013 суд обязал  Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить Гедуадже Рустаму Нальбиевичу  на состав семьи 4 человека жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 87 кв.м.

           Решение суда исполнено, администрацией приобретен жилой дом, общей площадью 90,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Тульская, д. 211, стоимостью 2 891 615 рублей 52 копеек. Данное обстоятельство подтверждается: заявкой на кассовый расход № 00000 582 от 27.12.2013 на сумму 2 891 615 рублей 52 копеек, платежным поручением № 2271074 от 27.12.2013, свидетельством о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества от 25.12.2013 серии 01-АА № 558482, муниципальным контрактом №21 от 20.12.2013 на приобретение квартиры в муниципальную собственность.

21 января 2014г. между администрацией (наймодатель) и Гедуадже Р.Н. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности (жилой дом), общей площадью 90,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Тульская, д. 211, для проживания в нем (пункт 1.1 договора).

  Администрация муниципального образования «Город Майкоп» указывая, что затраченная на приобретение жилья для инвалида сумма является убытками для муниципального образования, не возмещенными ответчиком в соответствии с законом, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, как следует из части второй статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Сторонами не оспаривается, что Гедуадже Р.Н. является инвалидом второй группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, признан   нуждающимся в предоставлении жилья и поставлен на соответствующий учет 04.03.2013,то есть,после 1 января 2005 года.

Согласно статье 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.

Согласно пункту 4 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.

Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

При этом, согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий, ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В приложении N 8 к Закону N 357-ФЗ о федеральном бюджете Министерство финансов Российской Федерации названо в качестве органа государства, осуществляющего расходы федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, располагающего средствами на эти цели, в том числе на мероприятия по реализации Федерального закона N 181 -ФЗ о социальной защите инвалидов.

         Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлен в Постановлении Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 «Об утверждении Правил

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А32-15203/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также