Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А32-23483/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-23483/2013

22 января 2015 года                                                                           15АП-20890/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Малыхиной М.Н.,

судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Далоевым А.Т.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2014 по делу № А32-23483/2013

по иску Администрации города Сочи

к обществу с ограниченной ответственностью "Садко Инвест"

при участии третьего лица: Кузнецова Игоря Вячеславовича

о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком и признании обременения в виде аренды по договору отсутствующим,

принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сочи (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Садко Инвест" (далее – общество) и просила признать обременение в виде аренды земельного участка по договору от 14.02.2007 N 4930001207 отсутствующим и взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком площадью 2024 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Виноградная, 195, за период с 01.01.2012 по 30.06.2013 в размере 772 288,83 руб. (с учетом уточненных требований, произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ).

Иск мотивирован тем, что по договору аренды земельного участка от 14.02.2007 N 4930001207 обществу в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0201020:0105, расположенный по ул. Виноградной, 195 (при 7/16 долей жилого дома N 195) Центрального района города Сочи.

Ввиду того, что на момент подписания договора земельный участок относился к землям курорта федерального значения и являлся федеральной собственностью, администрация была неуполномочена распоряжаться участком, что свидетельствует о ничтожности договора аренды. Данное обстоятельство свидетельствует и необоснованности внесения в ЕГРП регистрационной записи о праве аренды ООО "Садко Инвест" на спорный земельный участок, в связи с чем зарегистрированное право подлежит признанию отсутствующим. Ввиду того, что муниципалитет является собственником спорного земельного участка, ответчик пользовался земельным участком в отсутствие надлежащее оформленного договора аренды, в связи с чем истец просил взыскать неосновательное обогащение в размере 772 288,83 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кузнецов Игорь Вячеславович.

Решением от 20.10.2014 суд взыскал с общества в пользу администрации сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0201020:0105 за период с 01.01.2012 по 30.06.2013 в размере 772 288,83 руб. В удовлетворении остальной части судом отказано.

Суд пришел к выводу, что ответчик, фактически пользующийся земельным участком, находящимся в публичной собственности, обязан возвратить неосновательное обогащение в размере, соответствующем арендной плате, рассчитанной исходя из требования нормативных правовых актов. Поскольку земельный участок находится в публичной собственности, для расчета размера неосновательного обогащения применяются нормативно утвержденные ставки арендной платы (ст. 424 ГК РФ, ст. 65 ЗК РФ)

Суд отказал в признании обременения в виде аренды земельного участка по договору от 14.02.2007 N 4930001207 отсутствующим ввиду ненадлежащего способа защиты права, указав, что иск о признании обременения отсутствующим может быть предъявлен только в том случае, если нарушенное записью в ЕГРП право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Из материалов дела следует, что ответчик владеет соответствующим земельным участком: несет бремя оплаты за пользование земельным участком, на земельном участке находятся принадлежащие ему объекты недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 07.07.2014 N 50/118/2014-496.

При указанных обстоятельствах истцом не представлено доказательств невозможности обращения с виндикационным иском в суд.

Не согласившись с решением суда, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просила решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции необоснованно пришёл к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права в виде требования о признании обременения отсутствующим, т.к. ни виндикационный, ни реституционный иски не восстановят нарушенных права администрации.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В пункте 25 постановления № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.

Учитывая, что решение суда первой инстанции оспаривается администрацией только в части отказа в удовлетворении иска о признании отсутствующим зарегистрированного права аренды ООО "Садко Инвест" на спорный земельный участок, и ООО "Садко Инвест" не приведено доводов, направленных на оспаривание судебного акта в части взыскания неосновательного обогащения за использование земельного участка, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда только в части, оспариваемой истцом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, что между администрацией Центрального района города Сочи и Кузнецовым И.В. 14.02.2007 заключен договор N 4930001207 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2024 кв. м с кадастровым номером 23:49:0201020:0105, расположенного по ул. Виноградной, 195 (при 7/16 долей жилого дома N 195) Центрального района города Сочи.

Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.03.2007 права и обязанности по договору аренды от 14.02.2007 были переданы ООО "Садко Инвест".

Истец, ссылаясь на то, что договор аренды в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным, просит признать обременение в виде права аренды земельного участка по договору аренды земельного участка отсутствующим.

Из требований ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 26 ЗК РФ, ст. 26 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) следует, что договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации.

Договор аренды земельного участка от 14.02.2007 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует штамп Главного управления ФРС по Краснодарскому краю, имеющийся на договоре.

Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о ничтожности данного договора аренды в силу следующего.

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», действовавших в редакциях на дату заключения договора аренды, освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 № 337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи» Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», Федеральными законами Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Округа санитарной или горно-санитарной охраны организуются на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения (пунктом 2 статьи 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Согласно пункту 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425, округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).

Поскольку внешний контур округа санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности курорта, курортного региона (статья 1 Федерального закона Российской Федерации № 26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), спорный земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории.

Курорты федерального значения в соответствии с законодательством РФ являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п. 3 ст. 214 и п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А53-17492/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также