Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу n А32-17013/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-17013/2014

30 декабря 2014 года                                                                         15АП-20124/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ванина В.В.

судей Ереминой О.А., Чотчаева Б.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.

при участии:

от Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик: представитель не явился, извещена

от ЗАО Пансионат с лечением "Приморье": представитель не явился, извещено

от ФГБУ "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Краснодарскому краю): представитель не явился, извещено

от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2014 по делу № А32-17013/2014

по иску закрытого акционерного общества Пансионат с лечением "Приморье"

к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Краснодарскому краю)

при участии третьих лиц Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик; Департамента имущественных отношений Краснодарского края

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

принятое судьей Левченко О.С.

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество Пансионат с лечением "Приморье" (далее – общество, пансионат, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Краснодарскому краю) (далее – учреждение, кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410044:3, общей площадью 3 971 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Новороссийская, 170, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы с офисными помещениями принадлежащего обществу на праве аренды, по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости в размере 41 654 916 рублей; о понуждении учреждения внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410044:3, общей площадью 3 971 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Новороссийская, 170, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы с офисными помещениями принадлежащего обществу на праве аренды, по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости в размере 41 654 916 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410044:3 общей площадью 3 971 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Новороссийская, 170, равной его рыночной стоимости в размере 41 654 916 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011. Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 23:40:0410044:3 общей площадью 3 971 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Калинина, равной его рыночной стоимости в размере 41 654 916 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011.

Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивировала тем, что статьей 24.16 Закона № 135-ФЗ определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета. Положительное экспертное заключение на отчет № 217-14 от 24 апреля  2014 года датировано 2 сентября 2014 года, что является нарушением вышеуказанной нормы. Таким образом, истец не доказал действительную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410044:3, поскольку не обеспечил проведение экспертизы представленного отчета об определении рыночной стоимости спорного земельного участка в установленные законом сроки. Статьей 17.1 Закона № 135 установлено, что в случае, если отчет составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, экспертиза указанного отчета проводится во всех саморегулируемых организациях оценщиков, членами которых являются оценщики, составившие указанный отчет. Оценщик, проводивший оценку рыночной стоимости спорного земельного участка - Беклемешев Александр Юрьевич, является действующим членом саморегулируемой организации – «Ассоциация российских магистров оценки», а также является действующим членом НП «Саморегулируемая организация судебных экспертов». Экспертиза отчета № 217-14 от 24 апреля 2014 года в НП «Саморегулируемая организация судебных экспертов» не проводилась. Таким образом, отчет № 217-14 при отсутствии названного экспертного заключения не может считаться достоверным доказательством установления рыночной стоимости земельного участка. В отчете № 217-14 расчет рыночной стоимости спорного земельного участка произведен с использованием сравнительного подхода, при котором оценщик должен скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. Однако корректировки по элементам сравнения, имеющим отличные характеристики у объекта оценки и объектов-аналогов в отчете применены не были, что является нарушением пункта 22 Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 года № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки  (ФСО № 1)». В принятых в качестве источников информации объявлениях не содержится идентифицирующих сведений о предлагаемых земельных участках, позволяющих проверить их местоположение, площадь и характеристики. Актуальность этих предложений на дату оценки (01.01.2011) не подтверждена. В отношении всех объектов-аналогов не представлено достоверной, документально подтвержденной информации о наличии на них коммуникаций (электричество, водопровод, газ). Принимая во внимание изложенное, отчет № 217-14 не может быть признан надлежащим, а рыночная стоимость, определенная в нем в отношении спорного земельного участка - достоверной. Отчет № 217-14 не отвечает принципам, установленным пунктом 4 ФСО № 3. В имеющихся в материалах дела процессуальных документах не нашли отражение исследование отчета об оценке, обсуждение с участвующими в деле лицами вопроса о назначении по делу экспертизы или привлечении специалиста в целях устранения сомнений относительно достоверности рыночной стоимости земельного участка, выяснения ее действительного размера. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению наполняемости бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик. Усугубление дефицита бюджета, в свою очередь, вызовет необходимость перераспределения бюджетных средств между соответствующими статьями расходов, что в силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо. Муниципальное образование утратит возможность реализовывать социальные задачи, а также утратит возможность следовать принципу сбалансированности бюджета, предусмотренному статьей 33 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

От администрации и общества поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410044:3, общей площадью 3 971 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Новороссийская, 170, что подтверждается представленным в материалы дела договором № 4000000878 от 01.07.2004, соглашением о передаче прав и обязанностей арендатора от 26.01.2006.

На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права 23 АА 666882 от 13.04.2006, 23 АА 666881 от 13.04.2006,23 АА 666885 от 13.04.2006, 23 АА 666894 от 13.04.2006, 23 АА 666893 от 13.04.2006, 23 АА 666887 от 13.04.2006, 23 АА 666886 от 13.04.2006, 23 АА 666880 от 13.04.2006, 23 АА 666892 от 13.04.2006, 23 АА 666890 от 13.04.2006, 23 АА 666884 от 13.04.2006, 23 АА 666889 от 13.04.2006, 23 АА 666888 от 13.04.2006, 23 АА 666883 от 13.04.2006, 23 АА 666891 от 13.04.2006.

На основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0410044:3, установленной на 01.01.2011 в размере 126 253 497, 48 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом от 21.04.2014 № 2343/12/14-338565.

По мнению заявителя, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, что нарушает его экономические интересы.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу n А53-16062/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также