Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2009 по делу n А32-19743/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-19743/2008 30 марта 2009 г. 15АП-29/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Л.А судей Винокур И.Г., Колесова Ю.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И. при участии: от Сизовой В. И. – представитель Севастьянов Ростислав Олегович, доверенность от 12.08.2008 г. № 23 АВ 451700, от ИФНС по Северскому району Краснодарского края – представитель Лысый Алексей Николаевич, доверенность от 20.03.2009 г. № 03-11/07125, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС по Северскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2008 г. по делу № А32-19743/2008, принятое в составе судьи Мицкевича С. Р. по заявлению индивидуального предпринимателя Сизовой Валентины Ивановны к ИФНС России по Северскому району Краснодарского края о признании незаконными действий налогового органа УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Сизова Валентина Ивановна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании не соответствующим законодательству поручения Инспекции ФНС России по Северскому району (далее – налоговая инспекция) № 371 от 29.07.2008 г., действий сотрудников ИФНС России по Северскому району при проведении государственного контроля 29.07.2008 г. в отношении заявительницы – незаконными. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал оспариваемое поручение налоговой инспекции в части проведения мероприятий неналогового контроля и действия сотрудников налоговой инспекции по проведению мероприятий неналогового контроля незаконными, исходя из того, что положения Закона № 134-ФЗ от 08.08.2001 г. не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового контроля. Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по Северскому району Краснодарского края обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Налоговая инспекция считает, что Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не распространяется на проводимые налоговой инспекцией контрольные мероприятия. Заявительница представила возражение на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции. Представитель предпринимателя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что в результате издания несоответствующего закону поручения был нарушен ряд положений действующего законодательства; в распоряжении на проведение проверки обязательно должно быть указаны фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого проводится мероприятие по контролю; проверяемое лицо имеет право непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю. Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции надлежит изменить в части признания действий сотрудников налоговой инспекции при проведении государственного контроля в отношении Сизовой В.И. незаконными по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 29.07.2008 г. должностными лицами налоговой инспекции на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по Северскому району № 371 от 29.07.2008 г. была проведена проверка магазина «Копилка», расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, ПГТ Ильский, ул. Первомайская, № 113, по вопросу соблюдения закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003 г., № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», соблюдения закона в сфере оборота табачной продукции, достоверности определения физических показателей, характеризующих вид осуществляемой деятельности, соответствия учета доходов выбранному налоговому режиму, а также соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций, законодательства о регистрации предпринимательской деятельности, а также осуществить контроль в сфере игорного бизнеса. В ходе проверки торгового места по оказанию услуг по пополнению счета сотовой связи, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Сизовой В.И., расположенной в здании магазина «Копилка», продавец-кассир отказалась представить документы, касающиеся деятельности предпринимателя, чем воспрепятствовала должностным лицам налоговой инспекции осуществлению своих должностных обязанностей. Усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, налоговая инспекция составила протокол об административном правонарушении от 30.07.2008 г. № 002475. Посчитав поручение и проведенные на его основании действия незаконными, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. В силу части 2 статьи 201 арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Из смысла пункта 1 статьи 1 и абзаца 1 статьи 2 Федерального закона № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» следует, что его действие распространяется на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам. Государственный контроль - это мероприятия по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям. Налоговый контроль регулируется специальным налоговым законодательством, которое также содержит нормы, направленные на ограничение вмешательства органов налоговой инспекции в деятельность хозяйствующего субъекта. Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правильно указал на то, что согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона № 134-ФЗ от 08.08.2001 г. положения названного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового контроля. Согласно ст. 7 Федерального закона № 134-ФЗ от 08.08.2001 г. мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются, в том числе, фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции поручение № 371 от 29.07.2008 г. выдано с нарушением указанного требования закона. При таких обстоятельствах, оспариваемое поручение является недействительным в той части, в которой оно касается вопросов неналогового контроля. Что касается законности действий налоговой инспекции, то в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания их незаконными необходимо одновременно наличие обоих указанных в данной статье условий. Согласно статье 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью; осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации; в целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации; обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан. Материалами дела подтверждается, что в данном случае налоговая инспекция провела проверку соблюдения предпринимателем законодательства о применении контрольно-кассовой техники, в результате которой предприниматель привлечена к административной ответственности по пункту 1 статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях за воспрепятствование осуществлению должностным лицам служебных обязанностей. Следовательно, ссылка суда первой инстанции на положения Закона № 134-ФЗ несостоятельна. Отсутствие фамилии, имени и отчества заявителя в поручении не свидетельствует о том, что работники налогового органа не имели полномочий на проведение проверки предпринимателя. На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению как принятое с неправильным применением норм материального права. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2008 г., по делу № А32-19743/2008-29/311 изменить. В части признания действий сотрудников ИФНС по Северскому району при проведении государственного контроля 29.07.2008 г. в отношении ПБОЮЛ Сизовой В.И. незаконными решение отменить, в иске в этой части отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий Л.А Захарова Судьи И.Г. Винокур Ю.И. Колесов Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2009 по делу n А53-15136/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|