Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу n А01-1554/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А01-1554/2014

17 декабря 2014 года                                                                         15АП-20505/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Барановой Ю.И.

судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.

при участии:

от истца: извещена, не явился;

от ответчика: представитель Делок З.Р. по доверенности от 11.09.2013 г., паспорт;

от третьего лица: извещено, не явился

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея

от 09.10.2014 по делу № А01-1554/2014

по иску Администрации муниципального образования "Город Майкоп"

к ответчику - Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея

при участии третьего лица - Министерства Финансов Республики Адыгея

о взыскании убытков

принятое в составе судьи Мусифулиной Н.Г.

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании убытков в размере 1 595 374 рублей 08 копеек.

Решением суда от 09.10.2014 иск администрации муниципального образования "Город Майкоп" к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 1 595 374 рублей 08 копеек удовлетворен.                   С Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, 9) за счет казны Российской Федерации в пользу администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21) в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения Горяевой Е.У., взыскано 1 595 374 рубля 08 копеек.

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просило отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что согласно выписке из протокола №31 от 24.08.2011 Горяева Е.У. была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как инвалид 24.08.2011, т.е. после 01.01.2005, в связи с чем, обеспечение осуществляется расходными обязательствами субъектов РФ.

В судебное заседание истец и третье лицо, надлежащим образом уведомленные  о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. От третьего лица поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Горяева Е.У., являющаяся инвалидом первой группы по общему заболеванию, протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 19.09.2007 г. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в администрации муниципального образования "Город Майкоп" для улучшения жилищных условий 14 сентября 2007 г.

Впоследствии на основании протокола N 31 от 24.08.2011 комиссия по жилищным вопросам администрации муниципального образования "Город Майкоп" подтвердила факт перерегистрации Горяевой Е.У. как лица нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решением Майкопского городского суда от 13.12.2012 по делу N 2-3780/2012, вступившим в законную силу 12.02.2013 г., на администрацию возложена обязанность представить Горяевой Е.У. жилое помещение в пределах социальной нормы, заключив с ней договор социального найма.

Из мотивировочной части указанного решения следует, что Горяева Е.У., 1959 года рождения, является инвалидом первой группы, страдает тяжелой формой заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья. Основанием к отнесению Горяевой Е.У. к данной категории указано постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Во исполнение данного решения суда администрацией приобретена двухкомнатная квартира, общей площадью 49,9 кв. м, расположенная по адресу: г.Майкоп, ул. Пятый переулок, д. 24, кв. 22, что подтверждается заявкой на кассовый расход N 00000410 от 22.10.2013 на сумму 1 595 374 рубля 08 копеек, платежным поручением N 2098758 от 22.10.2013 о перечислении денежных средств продавцу, свидетельством о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества от 14.10.2013 серии 01-АА N 536426, муниципальным контрактом N 7 от 02.10.2013 на приобретение квартиры в муниципальную собственность.

6 декабря 2013 г. между администрацией (наймодатель) и Горяевой Е.У. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух жилых комнат в отдельной квартире, общей площадью 49,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Пятый переулок, д. 24, кв. 22, для проживания в нем (пункт 1.1 договора).

В связи с несением расходов по предоставлению жилого помещения при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Пояснениями представителя истца, данными при рассмотрении дела в суде первой инстанции, администрация подтвердила отсутствие поступления субвенций на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2013 году.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 г., как следует из части второй статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, представителями сторон не оспаривается, что Горяева Е.У. была признана нуждающейся в предоставлении жилья и поставлена на соответствующий учет после 1 января 2005 года.

Согласно статье 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.

Согласно пункту 4 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.

Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

При этом, согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Министерство финансов при рассмотрении дела в суде первой инстанции сослалось на то, что главным распорядителем бюджетных средств на цели обеспечения жильем инвалидов и их семей является Министерство регионального развития Российской Федерации.

По утверждению ответчика, обязанность Минрегионразвития РФ по компенсации из федерального бюджета расходов на обеспечение жильем инвалидов следует из приложения N 8 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон N 357-ФЗ о федеральном бюджете), поскольку данный нормативно-правовой акт определяет Минрегионразвития РФ как главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на эти цели.

Однако в приложении N 8 к Закону N 357-ФЗ о федеральном бюджете Министерство финансов Российской Федерации названо в качестве органа государства, осуществляющего расходы федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, располагающего средствами на эти цели, в том числе на мероприятия по реализации Федерального закона N 181-ФЗ о

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу n А53-13843/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также