Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу n А32-26235/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-26235/2013

17 декабря 2014 года                                                                         15АП-16150/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,

судей Филимоновой С.С., Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Сочи, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 08.08.2014 по делу № А32-26235/2013

по заявлению администрации города Сочи

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае

при участии третьих лиц: Муселян Эгнери Арутовны, Вдовиченко Натальи Григорьевны, дачного некоммерческого товарищества «Галицино», Федерального агентства по управлению государственным имуществом

о признании незаконным действий (бездействий),

принятое судьей Левченко О.С.,          

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сочи (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее – Управление) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения о передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность, о понуждении управления принять решение о передаче в муниципальную собственность:

- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402022:723, площадью 1 043 кв.м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлеровский район, ул. Куйбышева/ Гоголя, 52/12 (предназначен для ИЖС);

- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420010:99, площадью 400 кв.м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлеровский район, п. Красная Поляна, ул. Турчинского, 51 (предназначен для ИЖС);

- земельный участок с кадастровым номером 23:49:04040036364, площадью 6 004 кв.м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлеровский район, участок 2/1 (предназначен для сельскохозяйственного использования).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муселян Эгнери Арутовна, Вдовиченко Наталья Григорьевна, дачное некоммерческое товарищество «Галицино», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Решением суда от 08.08.2014 заявление Администрации удовлетворено в части требований, касающихся земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0420010:99. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Управление обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Администрация в своей жалобе просит решение суда первой инстанции по делу отменить в части неудовлетворенных требований, касающихся земельного участка с кадастровым номером 23:49:04040036364. Управление считает незаконным и не обоснованным решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Администрации касающихся земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0420010:99, просит отменить судебный акт в указанной части.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0420010:99 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу Федерального закона Российской Фе6дерации от 03.12.2008 №244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закона № 244) что подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.01.2013 № 22/011/2013-120, от 15.03.2013 № 22/104/2013-152.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.02.2013 № 22/011/2013-226 право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:04040036364 зарегистрировано после вступления в законную силу Закона № 244.

Департамент имущественных отношений администрации, руководствуясь частью 6 статьи 1 Закона № 244 обратился Управление с предложением о передаче в муниципальную собственность спорных земельных участков.

Бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения о передаче испрашиваемых земельных участков из федеральной собственности в муниципальную, послужило основанием обращения Администрации в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности удовлетворения нижестоящим судом заявления Администрации в части требований, касающихся земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0420010:99 и отказа в удовлетворении требований, касающихся земельного участка с кадастровым номером 23:49:04040036364.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что администрация претендует на получение спорных земельных участков в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Законом № 244-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 244-ФЗ в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 1 Закона № 244-ФЗ предусмотрено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по основаниям, указанным в части 4 статьи 1 Закона № 244-ФЗ.

Согласно кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0420010:99, 23:49:04040036364 расположены во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона № 244) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом № 244.

При разрешении спора суд установил, что право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0420010:99 зарегистрировано в ЕГРП до вступления в законную силу Закона № 244. В этом случае для возникновения права муниципальной собственности требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона № 244-ФЗ.

Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона № 244 (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.

Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является Управление.

Поскольку согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402022:723, 23:49:0420010:99 зарегистрировано до вступления в законную силу Закона № 244, принимая во внимание обращение Администрации в орган по распоряжению федеральным имуществом, находящийся на территории Краснодарского края, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования в отношении указанных земельных участков подлежат удовлетворению.

Суд первой инстанции также правильно установил, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:04040036364 зарегистрировано в ЕГРП после вступления в законную силу Закона № 244, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в отношении данного земельного участка.

Довод Управления о несоблюдении Администрацией процедуры обращения в уполномоченный орган (Росимущество) о предоставлении в собственность спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 Кодекса).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, таким

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу n А53-5212/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также