Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2014 по делу n А53-13856/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-13856/2014

08 декабря 2014 года                                                                         15АП-19920/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Галова В.В., судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Щетининым П.И.,

при участии:

от Правительства Ростовской области – представитель Лященко Е.А. по доверенности от 17.11.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы 

Администрации города Таганрога и Правительства Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Прокопчук С.П.) от 07.10.2014 по делу № А53-13856/2014 по иску индивидуального предпринимателя Жучкова Сергея Владимировича (ИНН 615420165938), г.Таганрог Ростовской области, к ответчику: федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области; Администрации города Таганрога; Комитета по управлению имуществом г.Таганрога об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Жучков Сергей Владимирович обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002245:69, площадью 469 кв.м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инструментальная, 13-5, в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002245:131, площадью 318 кв.м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инструментальная, 13-19, в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007.

Исковые требования мотивированы завышенной кадастровой стоимостью арендуемого земельного участка, что  нарушает  права  истца  как  арендатора  земельного  участка  и  как плательщика арендной платы.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, Администрация города Таганрога, Комитет по управлению имуществом города Таганрога.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2014 исковые требования удовлетворены.

Решение суда мотивировано тем, что необоснованно завышена кадастровая стоимость земельного  участка, что  нарушает  права  истца  как  арендатора  земельного  участка  и  как плательщика арендной платы.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Таганрога и Правительство Ростовской области обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просят решение отменить, в удовлетворении заявленных требований – отказать.

Заявители апелляционных жалоб считают решение арбитражного суда незаконным, нарушающим права муниципального образования. Апеллянты полагают, что не имеется оснований для удовлетворения иска, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка влечет для муниципального образования существенные последствия ввиду уменьшения налоговой базы. Правительство Ростовской области отрицает право арендатора требовать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Представитель Правительства Ростовской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.

Иные стороны судебного разбирательства явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие извещенных, однако не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации города Таганрога от 09.08.2012 №2955 между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Жучковым Сергеем Владимировичем (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 17.08.2012 №12-299.

По условиям договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:58:0002245:69, площадью 469 кв.м, находящийся по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инструментальная, 13-5, для строительства летнего кафе.

Срок аренды согласно пункту 2.1 договора с 09.08.2012 по 08.08.2037.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Согласно акту приема-передачи земельный участок передан арендатору 17.08.2012.

Размер арендной платы, согласно условиям договора (пнутк 3.4) определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 2 459 163 рубля 98 копеек.

На основании постановления Администрации города Таганрога от 09.08.2012 №2955 между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Жучковым Сергеем Владимировичем (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 17.08.2012 №12-300.

По условиям договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:58:0002245:131, площадью 318 кв.м, находящийся по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инструментальная, 13-19, для строительства кафе.

Срок аренды согласно пункту 2.1 договора с 09.08.2012 по 08.08.2037.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Согласно акту приема-передачи земельный участок передан арендатору 17.08.2012.

Размер арендной платы, согласно условиям договора определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 1 667 407 рублей 56 копеек.

Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно завышена, что, в свою очередь, является нарушением его прав как плательщика арендной платы, поскольку кадастровая стоимость земельного участка является фактической базой для исчисления арендной платы, обратился в суд с настоящими требованиями.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.

При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В рамках настоящего дела была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости арендованных истцом земельных участков.

Согласно экспертному заключению №140/14 от 27.08.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002245:69 по состоянию на 01.01.2007 составляла 720 384 рубля; земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002245:131 по состоянию на 01.01.2007 составляла 492 264 рубля.

Представленное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.

Рыночная стоимость спорных земельных участков определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была сформирована посредством перемножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором находиться спорный земельный участок. Удельные показатели кадастровой стоимости были определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2014 по делу n А53-11163/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также