Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А53-5067/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-5067/2013

08 октября 2014 года                                                                         15АП-16891/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей  Величко М.Г., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Ейский морской порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2014 по делу № А53-5067/2013

по иску ОАО "Ейский морской порт"

к ответчику - ОАО "Российские железные дороги"

о взыскании платы за пользование вагонами и процентов за пользование чужими денежными средствами

принятое в составе судьи Корха С.Э.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Ейский морской порт» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании неправомерно удержанной платы за пользование вагонами в размере 1035220 руб. 28 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 65245 руб. 84 коп. (с учетом увеличения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – т. 6 л.д.30-31).

Решением от 13.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014, иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1035220 руб. 28 коп. неправомерно удержанной платы за пользование вагонами.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А53-5067/13 от 28.04.2014 решение от 13.06.2013 и постановление от 13.01.2014 в части удовлетворения исковых требований отменено, дело в названной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 13.01.2014 оставлены без изменения.

Суд кассационной инстанции указал на необходимость оценки при новом рассмотрении дела пункта 2.1.10 договора № 1079/03-09 в редакции дополнительного соглашения от 14.09.2010 № 5, а также исследовать вопрос о том, по какой причине произошла задержка спорных вагонов и кто за нее отвечает, проверить правильность размера списанной суммы.

Решением от 29.07.2014 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что причиной задержки спорных вагонов является занятость фронта выгрузки, то есть по причинам, зависящим от истца. Исходя из содержания пункта 18.11 договора № 223/7 и пункта 2.1.10 договора № 1079/03-09 в редакции дополнительного соглашения № 5 сторонами согласовано основание и размер платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования. В связи с наличием оснований для удержания взыскиваемой суммы, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что сторонами не согласована плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования. Спорные вагоны не принадлежат перевозчику, что подтверждено актами общей формы. Пути необщего пользования истца в спорный период не были заняты. Истец неоднократно просил ответчику поставить вагоны на пути необщего пользования, данные заявки не выполнялись. Истец имел техническую возможность принять задержанные вагоны на путях общего пользования. По мнению заявителя, оснований для удержания взыскиваемой суммы у ответчика не имелось.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО «Ейский морской порт» не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.

Представитель ОАО «РЖД» в заседание не явился. Общество извещено о рассмотрении дела надлежащим образом.

Как следует из отзыва, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.

Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 30.04.2008 между сторонами заключен договор № 223/7 на поддачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), для ОАО «Ейский морской порт» (порт) при станции Ейск Северо-Кавказской железной дороги (т. 1 л.д. 1-11), в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего: первый участок (пути № 14, 15, 20, 53) примыкает стрелочным переводом № 42 к пути № 8 станции Ейск; второй участок (пути № 16, 54, 55, 56) примыкает стрелочным переводом № 47 к пути № 10 станции Ейск. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.

В пункте 5 договора стороны определили, что подача вагонов на железнодорожный путь  необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Вагоны подаются на железнодорожный путь необщего пользования по сменной заявке порта, составляемой в соответствии с согласованным сменно-суточным планом обработки вагонов. Уведомление поддается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов: приемосдатчик станции – диспетчеру порта по телефону (пункт 6).

Согласно пункту 7 сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом перевозчика к местам погрузки и выгрузки. Количество вагонов в каждой группе, одновременно подаваемой порту, устанавливается не более 30 вагонов, 120 осей по длине и 2500 тонн по весу (пункт 8 договора).

В подпункте «б» пункта 16 договора установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в соответствии с Тарифным руководством № 2 с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги.

В соответствии с пунктом 17 договора, причитающиеся перевозчику платежи вносятся портом на подсобный расчетный счет ОАО "Российские железные дороги" через лицевой счет порта, обслуживающийся в ДЦФТО посредством ежедекадных авансовых платежей на первое число каждой декады отчетного месяца. Размер авансового платежа должен обеспечивать проведение расчетов в течение отчетной декады. Взыскание платежей производится в акцептном порядке, подтверждением акцепта со стороны порта является подписание ведомостей подачи уборки вагонов, накопительных карточек, что является основанием для списания денежных средств с лицевого счета порта ДЦФТО (абзац 3 названного пункта).

В пункте 18.11 договора установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктами 4.6 и 4.7 Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11 и 12 Тарифного руководства № 2.

Между сторонами 16.03.2009 заключен договор на организацию расчетов № 1079/03-09, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет ОАО «Ейский морской порт» (клиент). В рамках договора клиенту присвоен код плательщика - 1000802210 и открывается лицевой счет (пункт 1.2). Настоящий договор применяется также к отношениям сторон, возникающим на основе заключенных сторонами договоров (соглашений, контрактов и пр.), связанных с перевозкой грузов, в части проведения расчетов между сторонами (пункт 1.4).

Обязанности клиента определены в пункте 2.1 названного договора.

Согласно пункту 3.1.1 договора клиент перечисляет на расчетный счет ОАО «РЖД» в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО «РЖД» платежей.

По дополнительному соглашению № 5 от к договору на организацию расчетов от 14.09.2010 раздел 2.1 «Обязанности клиента» дополнен указанием на пункт 2.1..10, согласно которому клиент обязан осуществляет оплату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», по документально подтвержденным причинам, не зависящим от перевозчика, в размере, установленном в пункте 12 Тарифного руководства № 2 (т. 1 л.д. 24-25).

В период с июля по август 2012 года на путях общего пользования станции Ейск Северо-Кавказской железной дороги задержаны 1675 вагонов, следующих в адрес ОАО «Ейский морской порт».

Факт задержки вагонов отражен в актах общей формы № 2/111, 2/80, 2/89, 2/145, 2/146, 2/113, 2/121, 2/109, 2/107,3 2/105, 2/125, 2/119, 2/120, 2/133, 2/99, 2/127, 2/93, 2/116, 2/95, 2/96, 2/97, 2/104, 2/129, 2/103, 2/131, 2/91, 2/124, 2/172, 1/147, 2/149, 2/148, 2/143, 2/144, 2/160, 2/159, 2/142, 2/158, 2/139, 2/138, 2/178, 2/140, 2/176, 2/157, 2/162, 2/165, 2/164, 2/166, 2/181, 2/183, 2/167, 2/168, 2/174, 2/177, 2/154, в которых причиной задержки указано на ожидание фронта выгрузки, а также ожидание перевозочных документов.

В связи с образовавшимся простоем перевозчик списал с лицевого счета клиента плату за пользование вагонами в размере 1035220 руб. 28 коп. за простой на путях общего пользования Северо-Кавказской железной дороги на основании накопительных ведомостей № 072629, 083647, 083648, 083650, 083651, 083652, 084653, 084654, 084655, 084656, 084820, 084657, 084658, 084659, 846661, 084662, 084663, 084664, 084665, 084666, 084667, 084668, 084669, 085675, 085676, 280801, 085677, 085678, 085679, 085680, 085681, 085683, 086691, 086692, 086693, 086694, 086695, 086696, 086697, 086698, 086699, 086701, 086702, 086704, 091705 и счетов-фактур № 0000010000000640/0700005646 от 10.07.2012, № 0000010000000640/0800009128 от 15.08.2012, № 0000010000000640/0800012267 от 20.08.2012, № 0000010000000640/0800015758 от 25.08.2012, № 0000010000000640/0800020091 от 31.08.2012, № 0000010000000640/0900001406 от 05.09.2012 на общую сумму 1035220 руб. 28 коп.

Полагая, что указанные денежные средства с лицевого счета списаны перевозчиком необоснованно, ОАО «Ейский морской порт» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.

В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А53-12572/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также