Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 по делу n А53-13872/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-13872/2008 05 марта 2009 г. 15АП-559/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ванина В.В. судей Барановой Ю.И., Величко М.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абраменко Р.А. при участии: от ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога": Игнатенко Алена Сергеевна, паспорт, по доверенности № НЮ-10/665 от 03.12.2008г. от ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала ФГП "ВО ЖДТ России на Северо-Кавказской железной дороге": Карапетян Шалва Амиранович, паспорт, по доверенности № 41/НОЮ от 13 мая 2008 года. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 декабря 2008 года по делу № А53-13872/2008-С3-9 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" к ответчику ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала ФГП "ВО ЖДТ России на Северо-Кавказской железной дороге" о взыскании 7 000 рублей принятое судьей Бондарчук Е.В. УСТАНОВИЛ: ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (далее – ОАО «РЖД» в лице филиала «СКЖД», железная дорога, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге (далее – ФГП ВО ЖДТ РФ, охрана, ответчик) о взыскании 7 000 рублей убытков, понесенных в результате уплаты суммы штрафа по постановлению Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.11 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15 декабря 2008 года ОАО «РЖД» в лице филиала «СКЖД» в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что железная дорога не представила доказательств составления акта, подтверждающего передачу груза охране. В апелляционной жалобе железная дорога просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы указывает, что ответственность за уничтожение, утрату либо изменение средств идентификации (ЗПУ, пломб грузоотправителей, пломб и печатей таможенных органов на транспортных средствах), за недостачу, утрату, повреждение, порчу грузов, повлекшие за собой наложение таможенными органами штрафа и таможенных платежей на железную дорогу за нарушение таможенных правил, возлагается на охрану в соответствии с заключенным между сторонами соглашением от 04.05.2005 N 147. Заявитель апелляционной жалобы также указывает, что поскольку спорная перевозка являлась перевозкой в прямом железнодорожном сообщении, то есть внутри территории Российской Федерации, составление приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5 не требовалось. ФГП ВО ЖДТ РФ в отзыве на апелляционную жалобу указало на несостоятельность доводов апелляционной жалобы и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» в лице филиала «СКЖД» поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ФГП ВО ЖДТ РФ в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба ОАО «РЖД» в лице филиала «СКЖД» подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ФГП ВО ЖДТ РФ (охрана) заключено соглашение о порядке ответственности в рамках взаимодействия при перевозках грузов железнодорожным транспортом от 04.05.2005 N 147 (л. д. 8-19 т. 1). Железной дорогой в период с 25.11.07г. по 16.02.08г. была осуществлена перевозка «алюминия необработанного» по таможенной декларации (ТД) № 10604020/251107/0010816, по железнодорожной накладной № 91878950 в вагоне № 52521606, следовавшем направлением станция Камышта - станция назначения Новороссийск. По прибытии вагона 13.12.2007г. на станцию Новороссийск коммерческих и технических браков обнаружено не было. 15.12.2007г. производился роспуск состава, после чего вагон № 52521606 находился в ожидании подачи на Западный район ОАО «Новороссийский морской торговый порт». Маневровые работы с данным вагоном не производились. 16.12.2008г. при подаче вагона в группе из 8-ми вагонов на выставочный путь парка «Портовый» стрелком СК Новороссийск совместно с приемосдатчиком ст. Новороссийск было обнаружено, что с правой стороны по ходу движения вагона № 52521606 отсутствует ЗПУ. С левой стороны ЗПУ соответствовало указанному в накладной, о чем был составлен акт общей формы № 609 (л. д. 59 т. 1). Груз сопровождался работниками охраны. Согласно статье 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом обязанность по сохранности средств идентификации возложена на перевозчика. За несоблюдение указанных требований железная дорога признана виновной в административном правонарушении и к ней применена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 7 000 рублей (постановление Новороссийской таможни от 29.02.2008г. по делу об административном правонарушении № 10317000-728/2007 (л. д. 49 - 52 т. 1), который оплачен истцом платежным поручением № 273 от 17 апреля 2008 года (л. д. 53 т. 1). Посчитав, что данная сумма штрафа должна быть возмещена за счет охраны на основании совершенной контрагентами сделки, железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу. В силу статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статьи 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо грузоотправителями или грузополучателями. Согласно статье 17 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, охрана требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору. Перевозимый груз «алюминий необработанный» относится к цветным металлам и включен в Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденный Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 38. Следовательно, в силу статьи 17 Устава охрана этого груза обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору. По условиями соглашения № 147 ответственность за уничтожение, повреждение, утрату либо изменение средств идентификации (ЗПУ, пломб грузоотправителей, пломб и печатей таможенных органов на транспортных средствах) за недостачу, утрату, повреждение, порчу грузов, повлекших за собой наложение таможенными органами штрафа и таможенных платежей на перевозчика за нарушение таможенных правил, возлагается на сторону, принявшую грузы, в порядке, установленном разделом 2 соглашения (пункт 6.3). Вывод суда первой инстанции о том, что вина охраны не доказана в связи с отсутствием доказательства передачи ему груза с составлением акта (пункт 2.3 соглашения) не может считаться верным. Разделом 2 соглашения предусмотрены различные варианты взаимодействия между перевозчиком и охраной: при перевозках грузов, погруженных на станциях железных дорог - филиалов ОАО «РЖД», на экспорт через пограничные передаточные железнодорожные станции и припортовые станции Российских железных дорог (пункт 2.1.1); при перевозках транзитных грузов в международном сообщении (пункт 2.1.2); при перевозках импортных грузов (пункт 2.1.3); при перевозках транзитных грузов в международном сообщении (пункт 2.1.4); при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении (пункт 2.1.5); иные случаи - пункты 2.1.6-2.1.8). Пунктом 2.3 соглашения предусмотрено, что передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах между перевозчиком и охраной, предусмотренная подпунктами 2.2.1 - 2.2.8 соглашения, осуществляется по приемо-сдаточным актам формы КЭУ-5 в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС России от 17.11.2003 N 72, в сроки, установленные технологическими процессами работы железнодорожных станций, на которых осуществляется передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах. При этом охрана несет ответственность за сохранность груза от момента приема груза по приемо-сдаточному акту после подписи уполномоченными представителями перевозчика и до момента передачи грузов и подписи приемо-сдаточного акта уполномоченными представителями охраны. Пунктом 2.2 (подпунктами 2.2.1-2.2.8) соглашения установлен порядок передачи грузов между перевозчиком и охраной, при котором составляется акт формы КЭУ-5. Из указанного пункта следует, что акт формы КЭУ-5 составляется лишь в следующих случаях: на входных и выходных пограничных передаточных станциях Российских железных дорог (п.п. 2.2.1-2.2.5); на припортовых станциях Российских железных дорог при приеме и сдаче грузов, перевозимых только в прямом смешанном железнодорожно-водном и водно-железнодорожных сообщениях (п.п. 2.2.6); на станциях выгрузки и сортировки - только в случаях осуществления погрузки и выгрузки грузов, контейнеров из вагонов силами и средствами перевозчика в его склады и на площадки (п.п. 2.2.8-2.2.9). Спорная перевозка груза является перевозкой в прямом железнодорожном сообщении, то есть внутри территории Российской Федерации. В связи с этим составление приемо-сдаточного акта (формы КЭУ-5) соглашением не предусмотрено, так как взаимодействие железной дороги и охраны осуществляется на основании подпункта 2.1.1. соглашения (аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.08 № Ф08-7232/2008). Факт перевозки груза под охраной ФГП ВО ЖДТ РФ подтверждается соответствующим штампом на грузовой декларации. Уплаченная железной дорогой сумма штрафа за административное правонарушение является для нее убытками, ответственность за которые в силу заключенного между сторонами соглашения несет охрана. Факт нарушения пломб произошел в период нахождения груза под охраной, что является существенным обстоятельством, определяющим субъекта ответственности. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При обращении с иском истцом была уплачена государственная пошлина в размере 500 рублей согласно платежному поручению № 128 от 11.08.08г., а при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей согласно платежному поручению № 4 от 12.01.08г. Указанные судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению истцу за счет ответчика. Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 декабря 2008 года по делу № А53-13872/2008-С3-9 отменить. Взыскать с Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала ФГП "ВО ЖДТ России на Северо-Кавказской железной дороге" в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» 8 500 рублей, в том числе 7 000 рублей - убытков, 1500 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий В.В. Ванин Судьи М.Г. Величко Ю.И. Баранова Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 по делу n А32-22384/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|