Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2008 по делу n А53-9246/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 299-00-06, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-9246/2007-С3-17 11 февраля 2008 г. 15АП-41/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2008 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Корневой Н.И. судей Величко М.Г., Пономаревой И.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тамахиным А.В. при участии: от истца: Насирова А.М., дов. № 1 от 09.01.2008г., паспорт серии 6001 № 430234 выдан ОВД Родионово-Несветайского района Ростовской области 03.04.2001г. к/п 612-059; от ответчика ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации": Шевченко А.А., дов. № 52\НОЮ от 15.06.2007г., паспорт серии 6002 серии 899412 выдан ОВД г. Каменска Ростовской области 02.07.2002г. к\п 612-024; от ОАО «Российские железные дороги»: Стефановская М.А., дов. № НЮ-10/1160 от 21.12.2007г., уд. № IV 020264; от третьего лица: Крылова О.А., дов. № 22/28 от 21.01.2008г., паспорт серии 6303 № 433149 выдан УВД Заводского района г. Саратова 20.12.2002г. к/п 642-002; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2007г. по делу № А53-9246/2007-С3-17 по иску закрытого акционерного общества "ТНК Юг Менеджмент" к ответчикам – Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала – Северо-Кавказская железная дорога при участии третьего лица – открытого акционерного общества "Саратовский НПЗ" о взыскании 54 861 руб. 72 коп., принятое в составе судьи Романцева Г.В. УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество "ТНК Юг Менеджмент" (далее – ЗАО «ТНК Юг Менеджмент») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в лице филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге (далее - ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ») при участии третьего лица – открытого акционерного общества «Саратовский НПЗ» (далее – ОАО «Саратовский НПЗ») о взыскании убытков в размере 54 861 руб. 75 коп. Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с договором № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004г. ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» приняло на себя обязательство по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузами. В пути следования цистерна № 75046508 подвергалась вскрытию, на станцию назначения груз прибыл в сопровождении ведомственной охраны с признаками недостачи, следовательно, убытки истца в связи с недостачей груза возникли по вине ответчика. До вынесения решения судом истец заявил ходатайство о привлечении в качестве ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала – Северо-Кавказская железная дорога (далее – ОАО «Российские железные дороги»). Определением Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2007г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ОАО «Российские железные дороги». Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29 октября 2007 г. требования ЗАО «ТНК Юг Менеджмент» удовлетворены в полном объеме. В иске к ОАО «Российские железные дороги» отказано. Решение суда мотивировано тем, что груз следовал в сопровождении ведомственной охраны, следовательно, она должна нести ответственность за причиненный ущерб. В соответствии со ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за недостачу груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя. Не согласившись с принятым судебным актом, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2007г. отменить, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что цистерна № 75046508 от станции отправления до станции назначения постоянно сопровождалась ведомственной охранной, на всем пути следования находилась под контактным проводом электрифицированных участков железной дороги (27 тыс. вольт), что исключает хищение груза в пути следования. Кроме того, истец стороной договора № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004г., заключенного между ОАО «Саратовский НПЗ» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», не является, следовательно, в рамках данного обязательства кредитором по отношению к ответчику являться не может. По мнению ответчика, анализ условий данного договора и положений закона не позволяет сделать вывод о том, что он заключен в пользу третьего лица. Ответчик ссылается также на то, что надлежащим истцом в данном деле является ОАО «Саратовский НПЗ», который в последующем согласно договору на охрану может обратиться с претензией к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». ЗАО «ТНК Юг Менеджмент» в отзыве на апелляционную жалобу указало на несостоятельность доводов ответчика, указав, что договор № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004г. опосредует отношения по договору перевозки, являющемуся договором в пользу третьего лица – грузополучателя, поэтому и договор на сопровождение и охрану грузов является договором в пользу третьего лица. Кроме того, право требования у истца возникает и на основании договора № 59 от 01.04.2006г. на прием (сдачу) вагонов (контейнеров), заключенного в развитие договора № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004г. ОАО «Российские железные дороги» в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда в отношении перевозчика без изменения в связи с тем, что перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение принятого для перевозки груза, если перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя. ОАО «Саратовский НПЗ» в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность принятого по делу решения, пояснив, что истец, как собственник имущества, которому причинен ущерб, имеет право требовать от ответчика возмещения убытков, так как право на возмещение убытков в силу договора № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004г. перешло к третьему лицу - ЗАО «ТНК Юг Менеджмент». В судебном заседании представители истца, ответчиков и третьего лица пояснили правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах. Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между отправителем груза ОАО Саратовский НПЗ» (заказчик) и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (охрана) заключен договор 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004 г. на сопровождение и охрану вагонов (контейнеров) с грузами, перевозимых железнодорожным транспортом. Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора охрана принимает на себя обязательство по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузами, перевозимыми железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации. Под охрану принимаются вагоны (контейнеры) с грузами, перевозимыми во всех видах сообщения железнодорожным транспортом. В соответствии с п. 4.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ. В договоре стороны определили, что передача заказчиком охране перевозимых в вагонах (контейнерах) грузов осуществляется по наружному осмотру, наличию и соответствию номеров ЗПУ перевозочным документам и оформляется актом передачи (п.1.3 договора). Согласно пунктам 4.3, 4.5 договора охрана не несет ответственности за материальный ущерб при утрате и повреждении груза вследствие аварии, крушения или иных виновных действий перевозчика, в случае неисполнения ведомственной охраной своих обязанностей, повлекшего хищение груза, ведомственная охрана возмещает стоимость похищенного груза (пункт 4.5 договора). Названные условия свидетельствуют о том, что при утрате груза не вследствие виновных действий перевозчика охрана приняла на себя обязанность по возмещению убытков не только при хищении, но и при недостаче по иным причинам. Во исполнение условий договора ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» осуществляло охрану цистерны № 75046508 на всем пути следования от станции отправления Нефтяная Приволжской железной дороги до станции назначения Батайск Северо-Кавказской железной дороги. 8 сентября 2006г. со станции отправления Нефтяная Приволжской железной дороги по железнодорожной накладной ЭЩ 156633 – грузоотправитель ОАО «Саратовский НПЗ» на станцию назначения Батайск Северо-Кавказской железной дороги в адрес ЗАО «ТНК ЮГ - Менеджмент» прибыла вагоно-цистерна № 75046508 с нефтепродуктами. При сдаче-приемке груза истцу от охраны - ответчика и снятии ЗПУ «Спрут 777» ПРВ 9132554 путем перекусывания троса обнаружено, что керамический корпус ЗПУ имеет механические повреждения. В соответствии с железнодорожной накладной высота взлива топлива в цистерне составляла 274,8, удельный вес - 0,8301, температура +32,5. При проведении замеров высота взлива топлива составила 272,0, удельный вес 0,827, температура +23. Масса груза нетто, определенная методом косвенных статических измерений в соответствии с требованиями ГОСТа № 8.595-2004, составила 60 375 кг. Актом передачи вагонов (контейнеров) от 15 июля 2006 г. выявлена недостача нефтепродуктов, которая составила 3 488 кг., естественная убыль - 4 кг. Недостача нефтепродуктов, с учетом естественной убыли, составила 3 484 кг, на сумму 54 861 руб. 75 коп. ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» отказалось в добровольном порядке удовлетворить требования по возмещению стоимости недостающего топлива, что послужило основанием для обращения ЗАО «ТНК Юг Менеджмент» с соответствующим иском. Удовлетворяя требования истца за счет ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии с пунктом 1 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003г. № 38 сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти. В силу пункта 3.2 Положения о порядке охраны объектов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного Министерством путей и сообщения Российской Федерации от 06.10.2001 N ЦУО-859, при приеме под охрану вагонов с взрывчатыми материалами обращается особое внимание на исправность кузова вагона (пола, обшивки, стен, крыши, дверей, люков), наличие и исправность ЗПУ, закруток и пломб. Согласно пункту 7 Правил в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут уполномоченные грузоотправителем лица, которые сопровождали груз. В соответствии со ст. 36 Устава железнодорожного транспорта РФ грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз в соответствии с заключенным договором поставки с грузоотправителем и получить транспортную железнодорожную накладную, предъявив для этого необходимую документацию. Право распоряжения грузом возникает у грузополучателя с момента получения транспортной железнодорожной накладной. Вагоно-цистерна № 75046508 прибыла на станцию назначения в сопровождении охраны с ЗПУ - ст. Батайск, не соответствующей ЗПУ грузоотправителя «Спрут-777» ПРВ 9132554. Факт принятия груза под охрану подтверждается железнодорожной накладной ЭЩ 156633. При этом актом общей формы, справкой эксперта установлено, что вагонно-цистерна № 75046508 прибыла на станцию Батайск Северо-Кавказской железной дороги в сопровождении охраны с поврежденным ЗПУ грузоотправителя «Спрут-777» ПРВ 9132554. Согласно акту передачи вагонов (контейнеров) с грузом № 1509 от 08.09.2006г., составленному с участием представителя охраны, ответчик принял от ОАО «Саратовский НПЗ» под охрану вагонно-цистерну № 75046508 с ЗПУ грузоотправителя - «Спрут -777» ПРВ 9132554 без замечаний, за весом указанным в накладной. Фактически приняв вагон для сопровождения груза без замечаний, охранное предприятие согласилось с тем, что ЗПУ на вагонах соответствуют перевозочным документам. При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 118 УЖТ РФ, в силу которой - перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение принятого для перевозки груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя, кем является ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 при применении статьи 118 Устава железнодорожного транспорта Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2008 по делу n А53-15778/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|