Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 по делу n А53-2663/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-2663/2008-С3-9 28 января 2009 г. 15АП-3858/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 января 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Барановой Ю.И. судей В.В. Ванина, М.Г. Величко при ведении протокола судебного заседания судьей Барановой Ю.И. при участии: от истца: представители Солоницкая Л.А., доверенность № НЮ-10/1158 от 21.12.07г., Пешков М.А., доверенность № НЮ-10/691 от 15.12.2008г. от ответчика: представитель не явился, извещен (уведомление 61108 4) от третьих лиц: представители не явились, извещены (уведомление 61112 1, 61110 7, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителей) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2008 г. по делу № А53-2663/2008-С3-9 по иску ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" при участии третьих лиц: 1) ОАО "Совфрахт", 2) ООО "ЛокоСовфрахтЮг" о взыскании 12 424 099 руб. принятое в составе судьи Бондарчук Е.В., УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее – ответчик) об обязании ответчика возвратить излишне списанную провозную плату в сумме 12 424 099 руб. на р/сч. № 40702810130000100469 в Краснодарском ОСБ 8619 г. Краснодар к/с 301018101810100000000602 БИК 040349602, ИНН 7707083893, КПП 231002001. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Совфрахт", ООО "ЛокоСовфрахтЮг". Решением суда от 20.05.2008 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что железная дорога правильно рассчитала расстояние доставки груза исходя из кратчайшего, указанного в тарифном руководстве, и согласованности этого расстояния с грузоотправителем. Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что истец был вынужден подписать накладные с указанным расстоянием 456 км, тогда как расстояние перевозки составляет 142 км. Судом не принят во внимание приказ № 2 от 26.08.2004. Коды железнодорожным станциям Кривенковская и Энеем-1 присвоены. Представитель ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод" в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от имени третьих лиц направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей. В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьих лиц. Представитель ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" поддержал доводы, изложенные в отзыве. Указал, надлежащих документов, свидетельствующих, что истец оплатил провозную плату ответчику, к претензии не приложено. Из условий договоров № 1 от 01.09.06г. и № А-03/09-05 от 23.03.05г. следует, что истец первоначально перечисляет денежные средства ОАО «Совфрахт». ОАО «Совфрахт» из собственных средств перечисляет денежные средства ООО «ЛокоСовфрахтЮг», которое в свою очередь осуществляет расчеты с железной дорогой. Права истца по уплате перевозчику того размера провозных платежей, который исчислен по правилам действующих тарифных руководств, по договорам перевозки, по которым предъявлены претензионные и исковые требования, не нарушены. Из имеющихся в материалах дела перечней Тех ПД следует, что оплата провозных платежей осуществлялась в порядке предварительной оплаты не истцом, либо экспедитором, а третьей организацией - ООО «ЛокоСовфрахтЮг». Денежные средства, перечисленные железной дороге ООО «ЛокоСовфрахтЮг» в порядке предварительной оплаты за перевозки грузов, списаны с лицевого счета не истца, а ООО «ЛокоСовфрахтЮг». Удовлетворение иска ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» по взысканию с ОАО «РЖД» провозных платежей, которые истец не платил ОАО «РЖД», нарушает права иных лиц, уплативших платежи, а также нарушает п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.05г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ». В соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.05г. № 30 установлено, что иным лицом, не являющимся грузоотправителем (грузополучателем), в случае заключения с перевозчиком договора о производстве расчетов через Тех ПД, может быть перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором денежная сумма, а перевозчик может использовать данные денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором. Перебор провозных платежей в рассматриваемом случае отсутствует. Провозная плата исчислена в соответствии с требованиями соответствующих тарифных руководств с учетом кратчайшего расстояния, предусмотренного Тарифным руководством № 4. Кратчайшее расстояние определяется в соответствии с требованиями Тарифного руководства № 4. Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 26.08.04г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в тарифное руководство № 4» не может быть применен для перерасчета провозных платежей по данному спору, приказом не внесены изменения в части Тарифного руководства № 4, которые используются при исчислении кратчайшего расстояния по перевозке от ст. Афипская до ст. Туапсе-сорт. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит (не подлежит) удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.02.2007 г. по 28.02.2007 г. ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» являлся грузоотправителем в перевозках грузов (бензин экспортный, технологический, дизельное топливо) железнодорожным транспортом от станции Афипская СКЖД до станции Туапсе-сорт.-эксп. СКЖД, что подтверждается накладными на маршрут или группу вагонов, квитанциями о приеме груза. Оплата провозных платежей по данным перевозкам осуществлялась экспедиторами ОАО «Совфрахт» на основании договора №А-03/09 от 23.03.2005 г. и ООО «Локо-Совфрахт-Юг» на основании договора №1 от 01.09.2006 г., в рамках договора № 90/77 /ДЦФТО от 07.09.2006 г., в соответствии с условиями которого оплата провозных платежей за перевозку грузов производится ООО «Локо-Совфрахт-Юг» путем перечисления с лицевого счета плательщика в ТехПД-1 на подсобный расчетный счет ОАО «РЖД» в ТехПД-1 100-процентной предварительной оплаты в размере суммы планируемой отправки в рамках предоставленного гарантийного письма. Перевозки грузов истца со ст. Афипская СКЖД до ст. Туапсе-сорт.-эксп. СКЖД в спорный период осуществлялись по кратчайшему маршруту с проследованием через ст. Кривенковская - ст. Горячий Ключ - ст. Энеем 1 (длина 142 км). При расчете провозной платы по спорным перевозкам ответчик учел расстояние между тарифными пунктами в 456 км, определив его в соответствии с Тарифным руководством № 4 (с учетом проследования через ст. Краснодар 1- ст. Белореченская). Ссылаясь на неправильное определение тарифного расстояния при расчете провозной платы, истец в соответствии со ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, предъявил железной дороге претензию от 27.12.2007г. о возврате излишне списанных денежных средств в сумме 12 424 099 руб., которая оставлена без удовлетворения. Полагая, что действия перевозчика противоречат ст. 15 УЖТ РФ, а также нормам Приказа Росжелдора № 2 от 26.08.04 г. «О внесении изменений и дополнений в Тарифное руководство № 4», согласно которым участок от ст. Кривенковская СКЖД до ст. Энем -1 СКЖД исключен из перечня соединительных линий, открытых для местного сообщения и включен в перечень участков, учитываемых при определении кратчайшего расстояния между тарифными пунктами, истец заявил настоящий иск о взыскании излишне списанной провозной платы в сумме 12 424 099 руб. В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права. Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке. Лицо, обращающееся в арбитражный суд, должно в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать наличие конкретного интереса в применении выбранного им способа защиты и возможность восстановления его нарушенных или оспариваемых прав. Отношения, вытекающие из осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом, урегулированы положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации. Обязанность грузополучателей, грузоотправителей по уплате провозной платы за перевозку грузов установлена статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Устава. Согласно пункту 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Исходя из пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.05 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" (далее - постановление пленума N 30) договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза. Статьей 8 Федерального закона от 10.01.03 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 N 194 определен общий порядок установления тарифов. В силу статьи 15 Устава плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Согласно пункту 2.1.1 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.03 N 47-т/5 "Об утверждении прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)", плата при перевозке грузов определяется за расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных участков и скоростных линий, публикуемых в сборниках правил перевозок железнодорожным транспортом и Тарифном руководстве N 4, издаваемом отдельно. Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд правомерно исходил из согласованности расстояния перевозки грузов, указанного в железнодорожной накладной, поскольку пунктом 24 Постановления Пленума N 30 разъяснено, что провозная плата рассчитывается исходя из кратчайшего расстояния, указанного в Тарифном руководстве. Плата за фактически пройденное расстояние взыскивается в случаях, прямо предусмотренных в Тарифном руководстве. Договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза. Указанное в накладной расстояние считается согласованным и плата за перевозку груза взимается исходя из этого расстояния. Кратчайшее расстояние определяется в соответствии с требованиями Тарифного руководства № 4. В Тарифном руководстве № 4 содержатся общие положения, содержащие правила определения кратчайшего расстояния и необходимые значения (расстояния между станциями в километрах, перечень станций), использование которых с соответствии с требованиями общих положений позволяет определить кратчайшее расстояние. Порядок определения кратчайшего расстояния содержится в Общих положениях книги 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог» Тарифного руководства № 4, раздел «Указания Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 по делу n А53-15556/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|