Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу n А53-9546/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-9546/2008-С1-33 24 сентября 2008 г. 15АП-5135/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2008 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смотровой Н.Н. судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н. при участии: от заявителя: Альгин В.А. (доверенность от 06.05.08г., сроком на 1 год); ликвидатор Фостик Д.М. от заинтересованного лица: начальник юридического отдела Пивоварова Н.А. (доверенность от 09.01.08г., удостоверение № 354822 до 31.12.09г.) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВП КПО" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 июля 2008г. по делу № А53-9546/2008-С1-33 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВП КПО" к заинтересованному лицу Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сальску Ростовской области о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в госрегистрации в связи с его ликвидацией; обязании зарегистрировать общество в связи с его ликвидацией принятое в составе судьи Корецкого О.А. УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ВП КПО" в лице ликвидатора Фостик Д.М. (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сальску Ростовской области (далее – ИФНС) о признании решения от 19.06.08г. об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, недействительным и обязать ИФНС зарегистрировать общество в связи с его ликвидацией с 19.06.08г. Решением суда от 24.07.08г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество представило недостоверный ликвидационный баланс, что правомерно явилось основанием для отказа ИФНС в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что ликвидационный баланс общества является нулевым, в нём отражено списание всех убытков. Ликвидационный баланс достоверно отражает имущественное положение и финансовое состояние ликвидированного юридического лица. Таким образом, отказ ИФНС в регистрации ликвидации по основаниям недостоверности ликвидационного баланса является необоснованным. ИФНС в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобы доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции. Представитель ИФНС возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и ИФНС суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 19.02.08г. на собрании участников общества принято решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора общества (л.д. 27). 21.02.2008г. в ИФНС обществом было направлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и получено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 61 № 006127648 за государственным регистрационным номером 2086153003385, а также уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме Р15002 и получено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 61 № 006127649 за государственным регистрационным номером 2086153003396. Сообщение о ликвидации общества и предъявлении требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 9 (162) 05.03.2008г. (л.д.28-29). Общество направило в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д. 36) и сам промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 05.05.2008г. (л.д. 37-38), утвержденный протоколом общего собрания от 06.06.2008г. (л.д.39). 19.06.08г. ИФНС принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов. Не согласившись с указанными действиями, общество обратилось в арбитражный суд, полагая, что оно имеет право ликвидироваться добровольно в порядке, установленном ст. 61 ГК РФ. Пунктом 1 ст. 61 ГК РФ, действительно, предусматривается право юридического лица на добровольную ликвидацию. Однако при этом данной нормой установлено следующее ограничение: согласно п. 4 ст. 61 ГК РФ, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, вследствие признания его несостоятельным (банкротом), то есть, в судебном порядке. Как правомерно установлено судом первой инстанции, по состоянию на дату обращения в ИФНС с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества, общество имело задолженность по уплате в бюджет налогов за 2005-2007годы на общую сумму 195 374 руб. 53 коп. Эта задолженность была выявлена ИФНС в процессе проведения налоговой проверки в связи с поступлением от общества информации о намерении добровольно ликвидироваться. В частности, 12.05.08г. в период ликвидации на предприятии ИФНС была проведена проверка и составлен акт № 14. 26.05.08г. общество направило в адрес ИФНС возражения на акт проверки. 03.06.08г. материалы налоговой проверки, а также возражения общества были рассмотрены начальником ИФНС в присутствии представителя общества, о чём свидетельствует протокол рассмотрения возражений от 03.06.08г. № 838. Таким образом, на дату составления ликвидационного баланса общество уже знало о выявлении ИФНС у него задолженности. В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Согласно подпункту 4 п. 3 ст. 44 НК РФ, данная обязанность прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ. В соответствии со ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством РФ. В силу п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, следовательно, ликвидационный баланс общества, в котором отсутствует информация об имеющейся кредиторской задолженности, не может считаться достоверным. Исходя из смысла ст. 14 и 21 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции признаётся несостоятельным довод общества о том, что, поскольку ИФНС не предъявило требования о погашении задолженности перед бюджетом в установленный обществом в объявлении о самоликвидации двухмесячный срок, то эта задолженность должна считаться автоматически погашенной. В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Установленный ст. 63 ГК РФ срок не является пресекательным и предъявление кредиторами требований за пределами этого срока не влечёт автоматического погашения этих требований. В данном случае, установленный п. 1 ст. 63 ГК РФ срок и установленные НК РФ обязательные сроки проведения налоговых проверок и совершения определённых действий в рамках процедуры этих проверок не совпадают: процессуальные сроки проверок, установленные НК РФ составляют в совокупности более 2-х месяцев. Так, в соответствии с п.п. 6, 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной проверки составляет 2 месяца и исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведённой проверки. Пунктом 1 ст. 100 НК РФ предусмотрено, что по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведённой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Как верно установлено судом первой инстанции, в общий срок, который в совокупности составляет менее 2-х месяцев, а именно с 23.03.08г. по 12.05.08г. проведена выездная налоговая проверка и составлен акт. Как следует из материалов дела, ИФНС в отношении общества проверка была проведена и акт проверки был составлен в срок, менее 2-х месяцев: с 23.03.08г. по 12.05.08г. Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе предоставить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Указанный срок не может быть сокращён, иначе это приведёт к нарушению прав налогоплательщика. 26.05.08г. обществом были представлены в адрес ИФНС возражения на акт проверки. В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Судом первой инстанции правильно установлено, что ИФНС рассмотрение материалов выездной налоговой проверки назначено на 03.06.08г., то есть в первый день, по истечении 15 дневного срока, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ. Решение о привлечении общества к ответственности за несвоевременную уплату налогов было принято ИФНС 10.06.08г. Таким образом, процедура проверки в отношении общества была проведена в срок 3-х месяцев. Ликвидационный баланс был представлен обществом в ИФНС 10.06.08г., т.е. после составления ИФНС акта проверки от 12.05.08г., в котором ИФНС была зафиксирована задолженность общества перед бюджетом по налогам в сумме 195 374 руб. 53 коп. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции критически оценивает довод общества о его добросовестности и действительности ликвидационного баланса общества от 10.06.08г., в котором общество указало, что оно не имеет задолженности перед бюджетом в то время, как в акте проверки ИФНС на наличие такой задолженности указывала и ИФНС приняла решение о привлечении общества к ответственности за неуплату налогов. В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает, что предъявление обществу требования о погашении этой задолженности по налогам после истечения установленного обществом срока для предъявления требований кредиторов и до предоставления ликвидационного баланса, и составления, принятия решения об отказе в государственной регистрации ликвидации общества не является основанием для вывода об автоматическом погашении данной задолженности и освобождении общества от её уплаты. Учитывая приведённые выше обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу о том, что представленный обществом ликвидационный баланс был недостоверным в части указания в нём на отсутствие у общества непогашенных долгов. В силу этого ИФНС правомерно было принято решение от 19.06.08г. об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: решение арбитражного суда Ростовской области от 24.07.08г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий Н.Н. Смотрова Судьи С.И. Золотухина Т.И. Ткаченко Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу n А64-6367/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|