Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу n А53-430/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-430/2008-С4-7 05 сентября 2008 г. 15АП-5167/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2008 г.. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смотровой Н.Н. судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой при участии: от заявителя: представителя по доверенности Авдулова Е.Н. (доверенность от 20.12.07г. сроком действия 1 год) от заинтересованного лица: главного специалиста-юриста Табелко Д.В. (доверенность от 09.10.08г. № 22 сроком действия до 31.12.08г.) от третьего лица: представитель не явился (уведомление 73898 вручено 19.08.08г.) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Цимлянского городского поселения Цимлянского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26 июня 2008г. по делу № А53-430/2008-С4-7 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление" Цимлянского городского поселения к заинтересованному лицу Администрации Цимлянского городского поселения Цимлянского района Ростовской области при участии третьего лица открытого акционерного общества "Управляющая компания "Цимлянский коммунальщик" о признании незаконными действий по изъятию имущества, принятое в составе судьи Липатовой В.И. УСТАНОВИЛ: муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление» Цимлянского городского поселения (далее – МУП) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации Цимлянского городского поселения Цимлянского района Ростовской области (далее - Администрация) с уточнённым в прядке ст. 49 АПК РФ требованием о признании незаконными действий Администрации по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП, оформленных актами от 11.12.06г. «О приёмке-передаче объектов основных средств» (т.3, л.д. 133). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Управляющая компания «Цимлянский коммунальщик»» (далее - ОАО). Решением суда от 26.06.08г. заявленные требования удовлетворены со ссылкой на незаконность изъятия Администрацией имущества по актам приёма-передачи из хозяйственного ведения МУП. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемыми действиями по изъятию у МУП имущества Администрацией были нарушены интересы кредиторов МУП и это изъятие повлекло невозможность осуществления МУП уставной деятельности. Изъятие имущества было произведено в целях недопущения обращения на него взыскания. Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать МУП в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что передача основных средств, находившихся на балансе МУП, была произведена не в целях уклонения от обращения взыскания на имущество по долгам МУП, а в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ) и Областного закона Ростовской области от 03.11.2006 №576-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» (далее – закон РО № 576-ЗС). Во исполнение вышеуказанного закона и на основании передаточного акта №5 о принятии имущества в муниципальную собственность Цимлянского городского поселения Глава Цимлянского района Климов Г.А. передал, а Глава Цимлянского городского поселения Гайчук М.Б. принял объекты основных средств, находившихся на балансе МУП. Кроме того, Администрация приняла от МУП основные средства по актам приёма-передачи правомерно, так как являлась собственником МУП. После этого МУП было наделено Администрацией дополнительными финансовыми средствами путём увеличения уставного капитала МУП и последующее банкротство МУП не было обусловлено действиями Администрации, поскольку уже на дату передачи МУП Администрации на основании закона РО № 576-ЗС у МУП имелись долги в размере 7.280.191 руб., образовавшиеся в тот период, когда собственником МУП была Администрация Цимлянского района. Кроме того, банкротство МУП было также вызвано неэффективным осуществлением руководства МУП. МУП предоставило отзыв на жалобу, в которой возражало против её удовлетворения, сославшись на законность решения суда, предоставило документы об имуществе, которым МУП располагало до изъятия у него имущества Администрацией и после этого. ОАО в отзыве на жалобу поддержало позицию Администрации, дополнительно сославшись на то, что МУП добровольно отказалось от имущества, принятого Администрацией по актам приёма-передачи от 11.12.06г. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. ОАО своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом. Представители Администрации и МУП не возражали против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя ОАО. Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица. Представитель Администрации настаивала на отмене решения, сославшись на доводы, приведённые в апелляционной жалобе, в качестве доказательства наличия у МУП возможности осуществлять деятельность и погашать долги перед кредиторами предоставила справку о дебиторской задолженности МУП по состоянию на 01.11.06г. и пояснила, что оставшегося у МУП имущества с учётом данной дебиторской задолженности, при надлежащем руководстве МУП, должно было хватить на погашение долгов перед кредиторами. Относительно запрошенного в определении суда от 11.08.08г. письма № 2124 от 13.12.06г. пояснила, что оно находится у Администрации Цимлянского района и представляет собою сопроводительное письмо к акту приёма-передачи. Пояснила, что все документы об имущественном положении МУП до и после изъятия у него имущества, которые у Администрации имелись, были предоставлены суду первой инстанции. Представитель Администрации пояснила, что суду первой инстанции были предоставлены все имеющиеся у Администрации акты приёма-передачи основных средств от 11.12.06г., по которым МУП передало Администрации находившееся у него в хозяйственном ведении имущество и других актов не имеется. Представитель МУП возражал против отмены решения суда, сославшись на его законность. Пояснил, что с изъятием имущества из хозяйственного ведения МУП окончательно утратило возможность осуществления уставной деятельности. Относительно предоставленной Администрацией справки о дебиторской задолженности пояснил, что этот документы не отражает действительное наличие у МУП указанной дебиторской задолженности, так как у МУП не имеется документов, подтверждающих наличие этой дебиторской задолженности, в связи с чем её взыскание в судебном порядке невозможно. Кроме того, не понятны указания о составе этой дебиторской задолженности «НДС на складе», «НДС на вмен. Доход» и т.п. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Администрации и МУП, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 03.11.06г. был принят Областной закон Ростовской области №579-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области». Этот закон был дополнен приложением № 41, в котором был приведён перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Муниципального образования «Цимлянский район» в муниципальную собственность входящих в него поселений. В п.п. 2-275 раздела 7 этого приложения был приведён перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования «Цимлянское городское поселение», балансодержателем которого было МУП, а в п.1 этого раздела в собственность указанного поселения передавалось само МУП как юридическое лицо. 20.11.06г. во исполнение о закона РО № 576-ЗС распоряжением Главы Цимлянского городского поселения № 165 «О создании комиссии по принятию имущества, находящегося в муниципальной собственности Цимлянского района в собственность Цимлянского городского поселения» был утвержден состав комиссии (т.2, л.д. 65). 23.11.06г. Главой Цимлянского городского поселения Гайчуком М.Б. было вынесено распоряжение №168 «О создании комиссии по проверке финансового состояния муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» (т.1, л.д. 102). 06.12.06г. по акту приёма передачи Администрацией Цимлянского района на баланс Администрации Цимлянского городского поселения было передано указанное в разделе 7 приложения № 41 к закону РО № 576-ЗС муниципальное имущество, находящееся на балансе МУП (т.2, л.д. 47-64). 11.12.06г. Администрация приняла от МУП на основании закона РО № 576-ЗС по актам «О приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» имущество, находившееся у МУП в хозяйственном ведении: оргтехнику, станки, оборудование (т.2, л.д. 66-128, т.3, л.д. 1-9); автотранспорт (т.3, л.д. 10-86), строения (т.3, л.д. 87-117). 08.05.07г. определением Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-3125/2007-С1-43 в отношении МУП было введено наблюдение. 21.08.07г. решением арбитражного суда МУП признано банкротом, в отношении его открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначен Зотьев В.А. Считая, что имущество по указанным актам приёма-передачи от 11.12.06г. изъято у МУП незаконно и действия Администрации по изъятию имущества нарушают права и законные интересы МУП и его кредиторов, конкурсный управляющий обратился с заявлением об оспаривании указанных действий по изъятию у МУП имущества в арбитражный суд. Повторно рассмотрев заявленные требования, суд апелляционной инстанции признал правомерным вывод суда первой инстанции о не соответствии этих действий закону и нарушении этими действиями прав и законных интересов МУП и его конкурсных кредиторов. Как определено ч. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Основания прекращения права собственности установлены законом. В силу ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от прав собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Кодекса). Таким образом, действующим законодательством предусмотрены возможности для собственника по изъятию им имущества из хозяйственного ведения созданного им предприятия и для государственного унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Однако, предоставленное ст.ст. 295, 299 ГК РФ право собственника изъять у предприятия, закрепленное за ним имущество без ликвидации при условии, что самим унитарным предприятием будут произведены действия, свидетельствующие об отказе от принадлежащего ему права, а также право самого предприятия распорядиться закрепленным за ним имуществом путем передачи его собственнику не должны использоваться исключительно с намерением причинить вред другому лицу (ст. 10 ГК РФ). То есть, сам по себе отказ предприятия не свидетельствует о законности изъятия у него имущества. Если эти действия совершены с целью избежать обращения взыскания на имущество по долгам кредиторов в случае банкротства предприятия, они не могут считаться правомерными. Кроме того, в силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.02 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – закон № 161-ФЗ) движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. При отсутствии у предприятия возможности осуществлять задачи, определенные уставом, собственник вправе решить вопрос о прекращении деятельности предприятия путем его ликвидации или реорганизации до изъятия имущества из его хозяйственного ведения, а если стоимость имущества предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно могло быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ (вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Таким образом, изымая имущество у предприятия, имеющего непогашенную задолженность перед кредиторами, без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, уполномоченный орган должен доказать, что изъятие произведено правомерно: не нарушает интересы кредиторов и не влечет невозможности осуществления предприятием уставной деятельности. Разрешая спор, суд первой инстанции сделал основанный на материалах дела вывод о том, что целью изъятия из хозяйственного ведения МУП имущества по актам приёма-передачи от 11.12.06г. было произведено Администрацией в целях предотвращения обращения на него взыскания при возможном банкротстве МУП, а не в целях обеспечения уставной деятельности МУП. Об этом свидетельствуют имеющиеся в материалах дела Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу n А32-14827/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|