Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу n А53-4808/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-4808/2008-С3-13 27 августа 2008 г. 15АП-5079/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2008 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Пономаревой И.В. судей Величко М.Г., Ванина В.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харитоновым А.С. при участии: от истца: Кожевников Владимир Сергеевич, паспорт, доверенность № 23 АБ 297071 от ответчиков: ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ на СКЖД»: Карапетян Шалва Амиранович, паспорт, доверенность № 41/ною от 13.05.2008 г. ОАО «СКЖД»: Пешков Максим Александрович, паспорт, доверенность № НЮ-10/168 от 28.04.2008 г. ОАО «Саратовский НПЗ»: Фураев Александр Викторович, паспорт, доверенность № 22/06 от 14.01.2008 г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северо-Кавказской железной дороге на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 июня 2008 г. принятое в составе судьи Рогожиной Т.А. по делу № А53-4808/2008-С3-13 о взыскании 567 823 руб. 36 коп. по иску: общества с ограниченной ответственностью «Транспорт» к ответчикам: - филиалу Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северо-Кавказской железной дороге, - открытому акционерному обществу «РЖД» в лице филиала СКЖД - открытое акционерное общество «Саратовский НПЗ» УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Транспорт» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Филиалу Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северо-Кавказской железной дороге (далее – охранное предприятие) о взыскании убытков в сумме 545 102 руб. 40 коп. в виде стоимости недостающего груза, 21 450 руб. 33 коп. – провозной платы, 1 270 руб. 63 коп. стоимости услуг сопровождения и охраны. Определением суда от 29 апреля 2008 г. в качестве ответчиков также привлечены ОАО «РЖД» в лице филиала СКЖД (далее – дорога) и ОАО «Саратовский НПЗ». Решением арбитражного суда Ростовской области от 27 июня 2008 г. с охранного предприятия в пользу истца взыскано 567 823 руб. 36 коп. – убытков и 12 178 руб. 23 коп. – государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к ОАО «РЖД» в лице филиала СКЖД и ОАО «Саратовский НПЗ» отказано. Решение мотивировано тем, что ответчик – охранное предприятие не представил доказательств отсутствия его вины в несохранной перевозке, принятия всех мер для исполнения своих обязательств по договору № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004 г., ввиду чего удовлетворению подлежит сумма ущерба исходя из стоимости груза, плата за перевозку и охрану недостающего груза. Не согласившись с данным судебным актом, Филиал Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северо-Кавказской железной дороге обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило, решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование исковых требований охранное предприятие ссылается на следующее. - истец (ООО «Транспорт») стороной договора № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004 г. не является, следовательно, в рамках данного обязательства, кредитором по отношению к ФГУ ВО ЖДТ России являться не может; - заказчиком (ОАО «Саратовский НПЗ») не предъявлялось охранному предприятию претензий по факту недостачи груза в установленный спорным договором срок; - в договоре № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004 г. отсутствует условие об ответственности охраны перед третьими лицами за недостачу груза, в том числе перед перевозчиком и грузополучателем. В судебном заседании представитель ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ на СКЖД» доложил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Представитель истца в судебном заседании представил и доложил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель ОАО «СКЖД» в судебном заседании представил и доложил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Представитель ОАО «Саратовский НПЗ» в судебном заседании ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между отправителем груза ОАО Саратовский НПЗ» и ФГП «ФГП ВО ЖДТ РФ» заключен договор 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03 ноября 2004 г. на сопровождение и охрану грузов перевозимых ж.д. транспортом, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательства по сопровождению и охране грузов, перевозимых в вагонах железнодорожным транспортом на территории РФ. Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора охрана принимает на себя обязательство по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузами, перевозимыми железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации. Под охрану принимаются вагоны (контейнеры) с грузами, перевозимыми во всех видах сообщения железнодорожным транспортом. В соответствии с п. 4.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ (л.д. 82 – 85). Стороны в указанном выше договоре предусмотрели, что передача заказчиком охране перевозимых в вагонах (контейнерах) грузов осуществляется по наружному осмотру, наличию и соответствию номеров ЗПУ перевозочным документам и оформляется актом передачи (п.1.3 договора). Ведомственная охрана взяла на себя обязательство по сопровождению и охране грузов при перевозках во всех видах сообщения железнодорожным транспортом в пределах Российской Федерации до момента сдачи груза грузополучателю (п.1.2. и 2.2 договора). Согласно пунктам 4.3, 4.5 договора охрана не несет ответственности за материальный ущерб при утрате и повреждении груза вследствие аварии, крушения или иных виновных действий перевозчика, в случае неисполнения ведомственной охраной своих обязанностей, повлекшего хищение груза, ведомственная охрана возмещает стоимость похищенного груза (пункт 4.5 договора). Названные условия свидетельствуют о том, что при утрате груза не вследствие виновных действий перевозчика охрана приняла на себя обязанность по возмещению убытков не только при хищении, но и при недостаче по иным причинам. Из взаимоотношений сторон, сложившихся при исполнении договора № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03 ноября 2004 г., следует, что данный договор заключен в пользу третьего лица, собственника перевозимых грузов, так как в сопроводительных документах на принимаемый охраной груз указывалось лицо, в интересах которого осуществлялась перевозка. В накладной № ЭД 980235 в графе грузополучатель указан ООО «Транспорт». По данной накладной, имеющей отметку о принятии груза под охрану, со станции Нефтяная Приволжской железной дороги на станцию назначения Гирей Северо-Кавказской железной дороги в адрес ООО «Транспорт» и была доставляла вагон-цистерна № 50691286 с нефтепродуктами, в которой была выявлена недостача принадлежащего грузополучателю дизельного топлива. Вывод о том, что договор № 8/НОР-1/521-22/04-1197 заключен в пользу третьего лица, следует и из п.2.2. договора в соответствии с которым - вагон с грузом должен быть передан охранной грузополучателю. Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что из договора № 8/НОР-1/521-22/04-1197 не усматривается, что он заключен в пользу третьего лица, не может быть признан Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом обоснованным. В соответствии со статьей 430 Гражданского кодекса Российской Федерации договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Таким образом, собственнику имущества, которому причинен ущерб, переходит право на возмещение должником убытков в силу договора, заключенного кредитором (в данном случае ОАО «Саратовский НПЗ») и должником в пользу третьего лица. При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовались положениями разработанных в соответствии со статьей 17 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 38, а также нормой статьи 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. В пункте 1 Правил перевозок грузов указано, что сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти. В силу пункта 3.2 Положения о порядке охраны объектов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного Министерством путей и сообщения Российской Федерации от 06.10.2001 № ЦУО-859, при приеме под охрану вагонов с взрывчатыми материалами обращается особое внимание на исправность кузова вагона (пола, обшивки, стен, крыши, дверей, люков), наличие и исправность ЗПУ, закруток и пломб. Согласно пункту 7 Правил в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут уполномоченные грузоотправителем лица, которые сопровождали груз. В соответствии со ст. 36 Устава железнодорожного транспорта РФ грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз в соответствии с заключенным договором поставки с грузоотправителем и получить транспортную железнодорожную накладную, предъявив для этого необходимую документацию. Право распоряжения грузом возникает у грузополучателя с момента получения транспортной железнодорожной накладной. Вагоно-цистерна 50691286 прибыла на станцию назначения в сопровождении охраны с признаками нарушения целостности цистерны – на загрузочном люке имеется пропил на пломбировочной проушине барашка ригеля, размером 8 мм. на всю ширину проушины. Факт принятия груза под охрану охранным предприятием не отрицается и подтверждается железнодорожной накладной ЭД 980235. При этом коммерческим актом № СКВ 0704254/17/1 установлено, что вагонно-цистерна 50691286 прибыла на станцию Гирей СКжд в сопровождении охраны с признаками нарушения целостности цистерны, а именно на загрузочном люке имеется пропил на пломбировочной проушине барашка ригеля, размером 8 мм. на всю ширину проушины. Соответствие налитого в цистерну количества нефтепродуктов данным, указанным в железнодорожной накладной подтверждается Сертификатом количества, выдаваемого российским отделением «Росинспекторат» (л.д. 80). Согласно указанному сертификату в цистерну №50691286 загружено 63 766 кг. топлива дизельного. Верхний загрузочный люк железнодорожной цистерны опломбирован дополнительной номерной пломбой №536448. Фактически приняв вагон для сопровождения груза без замечаний, охранное предприятие согласилось с тем, что ЗПУ на вагонах соответствуют перевозочным документам. При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 118 УЖТ РФ в силу которой - перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение принятого для перевозки груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя, кем является ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской жд. В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 при применении статьи 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует исходить из того, что в предусмотренных в этой статье случаях перевозчик освобождается от ответственности за утрату груза, если докажет, что это произошло, как указало в статье 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Пунктом 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ответчик - охранное предприятие не представило в суд доказательств в силу ст.65 АПК РФ, свидетельствующих о том, что погрузка груза осуществлялась с нарушением требований закрепленных в вышеуказанных правилах, как не представило доказательств отсутствия его вины в несохранной перевозке и принятии всех мер для исполнения своих обязательств надлежащим образом по договору № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03 ноября 2004 г. Следовательно, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу n А53-1064/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|