Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n А53-2548/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-2548/2008-С4-5 20 августа 2008 г. 15АП-4136/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2008 г.. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Золотухина С.И. судей Н.Н. Иванова, Н.Н. Смотрова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю. при участии: от заявителя: юрисконсульт Анненков Игорь Евгеньевич по доверенности №7 от 14.04.2008 г., адвокат Тихомирова Людмила Анатольевна ордер №493 от 13.08.2008 г. удостоверение адвоката №1714 от 28.11.2002 г., от заинтересованного лица: главный специалист Кочерга Елена Михайловна по доверенности от 17.12.2007 г. №из-32561/5 (л.д. 65), удостоверение №54 до 31.12.2008 г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.05.2008г. по делу № А53-2548/2008-С4-5 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма «Растр-1» к заинтересованному лицу Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании недействительным предписания, принятое в составе судьи Гришко С.В., УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью ПФ «Растр-1» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконными действий Департамента по вынесению предписания от 14.01.2008 г. №из-235/10, обязывающего ООО ПФ «РАСТР-1» погасить задолженность по арендной плате в размере 786002 руб. 06 коп. и признании недействительным предписания Департамента от 14.01.2008 г. №из-235/10, обязывающего погасить задолженность (с учетом уточненных требований). Решением суда от 29.05.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что издание такого ненормативного акта, как предписание, не предусмотрено ни Положением о Департаменте, ни другими нормативными актами, действия ДИЗО г. Ростова-на-Дону по вынесению предписания выходят за пределы его компетенции. Суд также указал, что предписание относится к особой группе мер принуждения, применяется уполномоченными государственными органами после выявления нарушения права и направлены на его прекращение, юридическим фактом для выдачи предписания служит какое-либо действие или бездействие лица, которое признается государственным органом как неправомерное, поэтому у ДИЗО г. Ростова-на-Дону нет правовых оснований для вынесения предписания. Не согласившись с принятым решением, Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Департамент выступает арендодателем нежилых помещений по ул. Б. Садовая, 13/35, предписание вытекало из гражданско-правовых отношений (договора аренды) и публичного характера не носило, являлось по своей сути требованием о погашении обществом задолженности по арендной плате, его содержание соответствует требованиям главы 34 ГК РФ. Вывод суда об отсутствии у Департамента правомочий на выдачу предписания считает ошибочным, указывает, что такие полномочия Департамент имеет как арендодатель в силу положений ГК РФ, считает, что действия Департамента в соответствии со ст. 198 АПК РФ оспорены быть не могли, а содержание предписания на предмет наличия у общества задолженности, ее суммы судом не оценивалось. В отзыве на апелляционную жалобу ООО ПФ «РАСТР-1» просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что в договоре аренды имеется пункт 2.3.14, согласно которому арендатор обязуется в установленный срок выполнять предписания арендодателя, но в компетенцию руководителя ДИЗО г. Ростова-на-Дону вынесение предписаний не входит. Департамент является представителем органа власти, а не просто стороной арендных отношений, поэтому то, как называется издаваемый им документ, имеет существенное значение. Также указывает, что ДИЗО в предписании требует погасить задолженность за период до заключения договора (задолженность с апреля, договор заключен в ноябре). Считает, что правоотношения по настоящему делу лежат в плоскости публичных, и правильно рассмотрены судом по правилам ст. 198 АПК РФ. Утверждая в предписании, что общество является задолжником по арендной плате за длительный период отношений, Департамент тем самым делает невозможным получение обществом в аренду других помещений для ведения предпринимательской деятельности. В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные выше доводы. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, 14.11.2005 г. между ОО ПФ «РАСТР-1» и МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района заключен договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая/пр. Кировский, 113/35 (т.1 л.д. 33-35). В связи с ненадлежащим исполнением арендатором обязанности по оплате за пользование арендуемым имуществом Департаментом имущественно-земельных отношений было выставлено обществу ПФ «РАСТР-1» предписание от 14.01.2008 г. №из-235/10 о погашении задолженности перед муниципалитетом (л.д. 9 т.1). Указанное предписание как ненормативный акт органа местного самоуправления оспорено обществом в судебном порядке. Принимая решение, суд первой инстанции подробно проанализировал нормы действующего законодательства РФ и Положения о Департаменте имущественно-земельных отношений, утвержденного Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону №1333 от 18.12.2007 г., и пришел к обоснованному выводу о том, что полномочия на принятие ненормативно-правового акта в виде предписания у Департамента имущественно-земельных отношений (в лице его директора) отсутствуют, правовых оснований для принятия данного документа как акта реализации властных полномочий органа местного самоуправления в отношении ООО «РАСТР-1» у Департамента имущественно-земельных отношений также не имелось. Приведенные обстоятельства в силу ст. 201 АПК РФ являются основанием для удовлетворения требований общества и признания оспариваемого предписания недействительным, а действий по его вынесению – незаконными. В этой связи апелляционная инстанция считает, что выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требований заявителя соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются обоснованными. Доводы же апелляционной жалобы о том, что оспариваемое обществом предписание основано на гражданско-правовых отношениях сторон (договоре аренды), в связи с чем рассмотрение настоящего спора по правилам главы 24 АПК РФ является неправомерным, подлежат отклонению ввиду следующего. Как следует из оспариваемого предписания, оно вынесено на основании договора аренды №1195-4 от 14.11.2005 г. и содержит в себе требование к ООО «РАСТР-1» как арендатору о погашении задолженности по арендной плате и уплате неосновательного обогащения за пользование имуществом (т.1 л.д. 9). Пунктом 2.3.14 договора №1195-4 от 14.11.2005 г. предусмотрена обязанность арендатора в установленный срок исполнять предписания арендодателя о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности арендатора, ставящих под угрозу сохранность объекта, экологическую и санитарную обстановку вне арендуемых помещений, а также по соблюдению других обязательств арендатора, предусмотренных настоящим договором (л.д. 34 т.2). При этом в силу п. 4.2.4 договора неустранение арендодателем существенных недостатков в срок, указанный в соответствующем письменном предупреждении (предписании) со стороны арендатора является основанием для досрочного расторжения договора (т.2 л.д. 34-об). Кроме того, как пояснил представитель общества «РАСТР-1» в заседании суда апелляционной инстанции, неисполнение обществом предписания от 14.01.2008 г. является препятствием для участия в конкурсах на право аренды иного муниципального имущества. Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что между ООО «РАСТР-1» и Департаментом имущественно-земельных отношений имеется спор о наличии задолженности по арендной плате за пользование имуществом на основании договора аренды №1195-4 от 14.11.2005 г. и о размере такой задолженности. Между тем, выставление Департаментом обществу требований об уплате соответствующей задолженности в форме предписания противоречит принципу диспозитивности сторон в гражданско-правовых отношениях. Положения договора аренды №1195-4 от 14.11.2005 г. о том, что неисполнение предписания арендодателя (не зависимо от согласия либо несогласия арендодателя с требованиями соответствующего документа) влечет для общества негативные последствия в виде досрочного расторжения договора аренды и выселения арендатора, свидетельствует о том, что, выставляя предписание от 14.01.2008г., Департамент действовал не просто как субъект арендных отношений, но как орган местного самоуправления, наделенный властными полномочиями (в определенной сфере) в отношении иных хозяйствующих субъектов (поскольку общество лишено возможности заявить свои возражения по содержанию предписания и может только подчиниться ему). Поэтому довод заявителя жалобы о том, что оспариваемый акт (независимо от его названия) представляет собой предупреждение, направление которого арендатору предусмотрено положениями ст. 619 ГК РФ, подлежит отклонению как необоснованный. Обществом «РАСТР-1» в настоящем деле по сути заявлено требование о пресечении действий Департамента, создающих угрозу нарушения прав ООО «РАСТР-1». При этом, поскольку соответствующие действия лежат в плоскости отношений власти-подчинения, а не отношений, основанных на равенстве субъектов права, заявленные обществом требования обоснованно рассмотрены судом первой инстанции по правилам, установленным главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, рассмотрение настоящего дела в порядке главы 24 АПК РФ не дает оснований для оценки содержания оспариваемого заявителем предписания на предмет достоверности указанных в нем сведений о задолженности ООО «РАСТР-1» перед Департаментом имущественно-земельных отношений, поскольку в силу ст. 198 АПК РФ это не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта и действий органа местного самоуправления. Вопрос о наличии либо отсутствии у ООО «РАСТР-1» задолженности перед Департаментом за использование муниципального имущества подлежит исследованию лишь в рамках гражданско-правового спора о взыскании соответствующей задолженности. В этой связи довод заявителя жалобы о том, что судом в решении от 29.05.2008г. не дана оценка предписанию на предмет наличия (либо отсутствия) у общества задолженности, погашения которой требует Департамент в оспариваемом акте, не может быть принят в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку соответствующие обстоятельства оценке в рамках настоящего дела не подлежат. Таким образом, изложенное свидетельствует, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется. Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на Департамент имущественно-земельных отношений и с учетом предоставленной отсрочки (определением от 11.07.2008 г.) подлежит взысканию с Департамента в доход федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение арбитражного суда Ростовской области от 29 мая 2008 года оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Взыскать с Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий С.И. Золотухина Судьи Н.Н. Иванова Н.Н. Смотрова Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n А53-3398/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|