Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2010 по делу n А32-45250/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-45250/2009-28/1041 26 апреля 2010 г. 15АП-2859/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2010 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2010 по делу № А32-45250/2009-28/1041, принятое в составе судьи Данько М.М., по иску Управления имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-практический центр «Экономика», г.Анапа о взыскании 97575,09 руб. задолженности по арендной плате и пени УСТАНОВИЛ: Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-практический центр «Экономика» (далее ООО «НПП «Экономика») о взыскании 67643,23 руб. задолженности по арендной плате и 29931,86 руб. пени. Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ООО «НПП «Экономика» обязательств по внесению арендной платы по договору аренды №3700002274 от 11.07.2005 за пользование земельным участком. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2010 с «НПП «Экономика» в пользу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа взыскано 23906,77 руб. неосновательного обогащения, в остальной части в удовлетворении иска отказано. Суд указал, что Комитет по управлению имуществом г.Анапа, заключив договор аренды №3700002274 от 11.07.2005, распорядился спорным земельным участком без правовых оснований, поскольку земельный участок, расположенный в границах курорта федерального значения, в силу закона отнесен к федеральной собственности. Право на получение платы за пользование спорным земельным участком возникло у истца с 20.12.2008, в связи с введением в действие Федерального закона от 03.12.2008 №244-ФЗ. Сумма 23906 руб. 77 коп. взыскана с ООО «НПП «Экономика» как неосновательное обогащение, полученное в результате пользования земельным участком в период с 20.12.2008 по 30.06.2009. Размер неосновательного обогащения определен судом первой инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Требования управления о взыскании неустойки оставлено без удовлетворения, исходя из ничтожности договора аренды Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2010 и удовлетворить исковые требования. Заявитель жалобы считает, что в соответствии с нормами Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшего в момент заключения спорного договора аренды, право федеральной собственности на земельные участки могло возникнуть в силу закона только после государственной регистрации права. Между тем, Федеральный закон, которым спорный земельный участок относится к федеральной собственности, отсутствует. Поскольку право федеральной собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано, у ответчика отсутствуют основания вносить плату за его использование ТУ Росимущества по Краснодарскому краю. Согласно п.10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов. В силу Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ, земли, право федеральной собственности на которые не зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу указанного закона, относятся к муниципальной собственности. Согласно кадастровому плану, спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, а входит в состав земель населенных пунктов. Доказательства отнесения указанного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий отсутствуют. Управление является администратором поступлений доходов от использования земельных участков и иного имущества в консолидированный бюджет краснодарского края, в связи с чем, вывод суда об отсутствии у истца права на получение арендной платы по договору является необоснованным. В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, во исполнение постановления главы муниципального образования город-курорт Анапа, от 29.06.2005 №2018, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Анапа (арендодатель) и ООО «НПП «Экономика» (арендатор) был подписан договор аренды № 3700002274 от 11.07.2005, по условиям которого арендатору сроком на 10 лет был предоставлен земельный участок общей площадью 929 кв.м., с кадастровым номером 23:37:01 01 013:0008, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город – курорт Анапа, ул. Шевченко/Таманская, для размещения офиса (т.1,л.д.3). Земельный участок передан ООО «НПП «Экономика» по акту приема-передачи от 29.06.2005. Доказательства возвращения земельного участка истцу в материалах дела отсутствуют. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 04.06.2008 о чем в ЕГРП внесена запись за номером 23-23-26/053/2006-090 от 14.11.2006 (т.1,л.д.5 на обороте). Полагая, что ответчиком обязанность по внесению арендной платы не исполнена надлежащим образом, управление обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате в размере 67643 руб. 23 коп. за период с 01.01.2008 по 30.06.2009 и пени в размере 29931 руб. 86 коп. за период с 10.04.2008 по 20.08.2009. Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 95 указанного Кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 №1954 «О федеральном курортном регионе Анапа» району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 №45, предоставлен статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 №591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Округа санитарной или горно-санитарной охраны организуются на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения (п.2 ст.32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Согласно пункту 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425 (в ред. от 20.12.2002 №909, от 19.07.2006 № 449) округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района). В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку внешний контур округа санитарной охраны курорта Анапа является границей лечебно-оздоровительной местности курорта, курортного региона (статья 1 Федерального закона № 26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), спорный земельный участок, расположенный согласно кадастровому плану от 16.11.2007 в черте муниципального образования город Анапа по ул. Шевченко/ул.Таманской, 1а/26а, входит в состав особо охраняемой природной территории (т.1,л.д.6). Таким образом, спорный земельный участок, отнесенный к землям особо охраняемых природных территорий имеющих федеральное значение, на момент подписания договора аренды № 3700002274 от 11.07.2005 являлся федеральной собственностью (пункт 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции, действовавшей на момент совершения сделки). Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Муниципальное образование г.-к. Анапа на момент заключения договора аренды № 3700002274 от 11.07.2005 не являлось собственником спорного земельного участка. Доказательства обратного в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах договор аренды № 3700002274 от 11.07.2005 не соответствует требованиям п. 1 ст. 125, ст. 209, п. 3 ст. 214, 608 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным. В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка является недействительной в силу предписаний закона независимо от признания ее недействительной судом. В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Следовательно, ничтожный договор аренды № 3700002274 от 11.07.2005 не породил у подписавших его сторон никаких взаимных прав и обязанностей, независимо от признания (не признания) такого договора недействительным в судебном порядке. При таких обстоятельствах управление не вправе требовать взыскания с ООО «НПП «Экономика» арендной платы за пользование спорным земельным за период, когда муниципальное образование город-курорт Анапа не являлось собственником спорного земельного участка и, следовательно, не имело права получать плату за его использование на основании ничтожной сделки. Поскольку договор аренды № 3700002274 от 11.07.2005 является ничтожной сделкой и не влечет для сторон правовых последствий, требования управления о взыскании предусмотренной пунктом 6.2 договора неустойки, обосновано признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению. В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2008 №244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2010 по делу n А32-14898/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|