Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу n А53-23642/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-23642/2009

03 марта 2010 г.                                                                                  15АП-12813/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Л. А.

судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.

при участии:

от ЗАО "НПФ Семена Дона" – представитель – Землянов Денис Александрович, доверенность от 10.09.2009 г., директор – Землянов Александр Николаевич,

от Ростовской таможни – представитель – Скворцова Елена Владимировна, доверенность от 23.12.2009 г. № 02-32/1821,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "НПФ Семена Дона"

на решение  Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2009 г. по делу № А53-23642/2009,

принятое в составе судьи Сурмаляна Г. А.

по заявлению закрытого акционерного общества "НПФ Семена Дона"

к  Ростовской таможне

о признании незаконными действий таможни

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "НПФ Семена Дона" (далее – ЗАО "НПФ Семена Дона") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконными действий таможни по выставлению требований об уплате таможенных платежей № 1144-1147 от 29.07.2009 г. в размере 265 437, 63 руб. по товару 1206001000 «семена подсолнечника для посева», ввезенному по ГТД № 10313060/150409/0002493, № 10313060/220409/П002743, № 10313060/050509/0003092, № 10313060/050509/0003093; признании незаконными решений таможни № 48 и № 49 от 10.09.2009 г. о приостановлении операций по счетам в банке и № 122 от 10.09.2009 г. о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

Решением суда от 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу в части требований о признании незаконными решений таможни № 48 и № 49 от 10.09.2009 г. о приостановлении операций по счетам в банке и решения № 122 от 10.09.2009 г. о взыскании денежных средств в бесспорном порядке прекращено в связи с отказом от иска в данной части. Судебный акт мотивирован тем, что Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 г. и Протокол об изъятиях из режима свободной торговли от 03.04.2009г., которым утвержден перечень  ввозимых на таможенную территорию товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли товарами, опубликованы в Бюллетене международных договоров и подлежат применению на территории Российской Федерации. Трехлетний срок для выставления требований таможенным органом не пропущен. Расчет произведенных доначислений таможенных платежей и пени обществом не оспаривается.

Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "НПФ Семена Дона" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 30.11.2009 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 г. и Протокол об изъятиях из режима свободной торговли от 03.04.2009г. были опубликованы в ноябре 2009 г., а таможенное оформление товара производилось обществом в апреле-мае 2009 г. Решение таможенного органа о довзыскании сумм неуплаченных таможенных платежей по товарам, таможенное оформление которых было завершено, является незаконным.

Представитель таможни против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что таможней произведен перерасчет таможенных платежей в отношении оформленных обществом товаров на основании приказа ФТС России «О применении соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии», которым таможенным органом предписано применять ставки ввозных таможенных пошлин согласно действующему в Российской Федерации в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ в рамках указанного Соглашения.

В судебном заседании 25.02.2009 г. объявлен перерыв до 01.03.2009 г. После перерыва судебное заседание продолжено.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 17.03.2009 года между фирмой «Продуктива», Сербия (продавец) и ЗАО «НПФ Семена Дона» (покупатель) заключен контракт № 1/2009, предметом которого является купля-продажа семян сельскохозяйственных культур.

Во исполнение указанного контракта обществом на территорию Российской Федерации ввезена сельскохозяйственная продукция, оформленная по ГТД № 10313060/150409/0002493,№10313060/220409/П002743,№10313060/050509/0003092, № 10313060/050509/0003093.

В соответствии с Соглашением о свободной торговле между Российской Федерацией и Республикой Югославией от 28.08.2000г. указанная категория товара ввозилась в Российскую Федерацию без уплаты таможенных платежей.

02.07.2009г. ФТС России  издан приказ № 1222 «О применении Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией в отношении товаров, происходящих из республики Сербия».

В связи с изданием указанного приказа таможенным органом проведена проверка правильности начисления и взимания таможенных платежей в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия и ввезенных на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения от 28.08.2000г.

По результатам проверки обществу доначислены таможенные платежи в размере 265 437 рублей 63 копейки, что отражено в докладной записке от 22.07.2009г. № 20-27/1977 «О результатах проверки».

Обществу выставлены требования об уплате таможенных платежей от 29.07.2009г. № 1144, № 1145, № 1146, № 1147.

Полагая, что действия таможни по выставлению указанных требований являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

На основании заключенного между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией Соглашения о свободной торговле от 28.08.2000 г. предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации и преференций и не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Сербия.

В соответствии с пунктом 1 данного Соглашения стороны либерализуют взаимную торговлю в соответствии с положениями названного Соглашения и правилами ВТО в целях установления режима свободной торговли.

В силу статьи 21 Соглашения данное Соглашение временно применяется с  даты его подписания и вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Соглашение заключено на неограниченный срок и прекращает свое действие через шесть месяцев с даты письменного уведомления одной из договаривающихся Сторон о своем намерении прекратить его действие.

Согласно пункту 4 указанного Соглашения договаривающиеся стороны ежегодно согласуют изъятия из режима, предусмотренного статьей 1 настоящего Соглашения, которые будут применяться на основе двусторонних протоколов, подписываемых Договаривающимися Сторонами в соответствии с законодательством своих государств.

Протоколом от 03.04.2009г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли к соглашению (далее - Протокол) утвержден перечень ввозимых на таможенную территорию товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли товарами.

Согласно статье 1 Протокола, изъятия, предусмотренные частью второй статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000г., распространяются на: товары согласно Приложениям № 1 и 2 к Протоколу; товары, в отношении которых предусмотрена вывозная таможенная пошлина, а также товары, подлежащие лицензированию и квотированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешторговой деятельности на дату их таможенного оформления.

Из материалов дела усматривается, что спорный товар ввозился в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии со статьей 8 ТК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены кодексом, применяются правила международного договора.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что особый таможенный режим, установленный в Соглашении и Протоколе к нему для ЗАО «НПФ Семена Дона», основан на нормах международного права и ему должен быть отдан приоритет.

Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии подписан 03.04.2009 г., то есть до ввоза обществом товара на таможенную территорию Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, предусмотренные в договоре или согласованные сторонами.

В соответствии со статьей 24 Венской конвенции о праве международных договоров договор вступает в силу в порядке и в срок, которые предусмотрены в самом договоре.

Статьей 3 Протокола от 03.04.2009 г. предусмотрено, что названный Протокол применяется с даты его подписания, вступает в силу с даты вступления в силу Соглашения и будет действовать до подписания нового Протокола между Сторонами.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что положения вышеназванного протокола действуют на территории Российской Федерации с 03.04.2009 г. является обоснованным.

Приказом ФТС России от 2 июля 2009 г. N 1222 "О применении Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии" (далее - Приказ) доведены положения о применении таможенными органами Российской Федерации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 3 апреля 2009 г. при принятии решения о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 2 Приказа в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и подлежащих лицензированию и квотированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности на дату их таможенного оформления, ставки ввозной таможенной пошлины подлежат применению согласно действующему Таможенному тарифу Российской Федерации с учетом положений национальной схемы преференций Российской Федерации.

Пунктом 4 Приказа таможенным органам предписано произвести перерасчет в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Приказа суммы начисленных и (или) уплаченных таможенных платежей. Осуществлять довзыскание сумм неуплаченных таможенных платежей либо возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей в отношении данных товаров в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, выставляя спорные требования, таможенный орган действовал в рамках действующего международного законодательства и указаний вышестоящего органа.

В соответствии со статьей 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1).

В данном случае оспариваемые требования № 1144-1147 от 29.07.2009 г. выставлены таможней до истечения трехлетнего срока со дня истечения срока уплаты таможенных платежей.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий таможенного органа по выставлению спорных требований.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2009 г. по делу № А53-23642/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           Л.А. Захарова

Судьи                                                                                             С.И. Золотухина

Т.И. Ткаченко

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу n А32-18651/2006. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)  »
Читайте также