Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу n А53-21172/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-21172/2009 03 февраля 2010 г. 15АП-10927/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2010 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Л А. судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И. при ведении протокола судебного заседания судьей Захаровой Л. А. при участии: от ООО "Ростовский городской ломбард" - представитель - Кириленко А. Н., доверенность № 5 от 11.01.2010 г.; от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО – представитель – Лушпаев Олег Константинович, доверенность от 26.01.2010 г. № 05-10/217, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовский городской ломбард" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22 октября 2009 г. по делу № А53-21172/2009 принятое в составе судьи Колесник И. В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовский городской ломбард" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Ростовский городской ломбард" (далее – ООО "Ростовский городской ломбард") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу о признании незаконным постановления от 02.09.2009 г. о назначении административного наказания. Решением суда от 22.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем нарушены нормы Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, поскольку ломбарду запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных услуг. Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Ростовский городской ломбард" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 22.10.2009 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что ломбард не является субъектом обязанным сообщать сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом юридических лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Обществом от физических лиц были получены процентные займы, что согласно письму Росфинмониторинга не относится к операциям, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган. Представитель ФСФМ против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что в ходе проверки финансово-хозяйственных документов ломбарда выявлены операции, подлежащие обязательному контролю, сведения по которым в Росфинмониторинг не представлялись. Письмо Росфинмониторинга не может являться разъяснением по данному административному делу из-за неполноты представленных обществом в запросе сведений. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, на основании приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу № 88к от 30.06.2009 г. в отношении ООО «Ростовский городской ломбард» проведена проверка соблюдения законодательства «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В ходе проверки установлено неисполнение обществом требования ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части идентификации лиц, находящихся на обслуживании. Общество не идентифицирует юридических лиц и не использует список организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности, в связи с её отсутствием. В нарушение вышеназванного Закона общество не направило в Росфинмониторинг сведения о получении денежных средств в наличной форме по договорам займа: № 07 от 18.11.2008 (приходный кассовый ордер от 18.11.2008) на сумму 700 000 руб.; № 08 от 15.11.2008 (приходный кассовый ордер от 15.11.2008) на сумму 1000 000 руб.; № 09 от 25.11.2008 (приходный кассовый ордер от 25.11.2008) на сумму 1000 000 руб.; № 20 от 18.02.2009 г. (приходный кассовый ордер от 18.02.2009) на сумму 700 000 руб.; № 22 от 15.02.2009 (приходный кассовый ордер от 15.02.2009) на сумму 1200 000 руб.; № 24 от 24.02.2009 (приходный кассовый ордер от 24.02.2009) на сумму 1100 000 руб. По результатам проверки, зафиксированным актом № 88 от 11.08.2009 г., в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении 11.08.2009 г. № 05-09/151. Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО 02.09.2009 г. № 05-09/151 принял постановление о назначении административного наказания о привлечении к административной ответственности ООО «Ростовский городской ломбард» по статье 15.27 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 75000 руб. Полагая, что указанное постановление является незаконным, ООО «Ростовский городской ломбард» обратилось в суд с настоящими требованиями. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица; объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ определена с помощью бланкетной нормы: отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности. Данной нормой закона определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся ломбарды. Из материалов дела усматривается, что ООО «Ростовский городской ломбард» поставлено на налоговый учет 25.12.2007 г. Основным видом деятельности общества является ломбардная деятельность. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и установить, в том числе, следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации), а в отношении юридических лиц - наименование, место государственной регистрации и адрес местонахождения; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 настоящего Федерального закона. Статья 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ содержит исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган. При этом, в Законе отсутствует норма, указывающая на то, что организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют их деятельности. Норму пункта 4 статьи 6 Федерального закона необходимо рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Из пункта 1 статьи 6 названного Закона следует, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится, в частности, к снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности. В ходе проверки установлено, что в нарушение статей 6, 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ общество документально не зафиксировало сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и не представило в Управление сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю. Общество указывает, что спорные денежные средства получены ООО «Ростовский городской ломбард» по договорам процентного займа на осуществление ломбардной деятельности у физических лиц. Пунктом 4 статьи 2 Закона о ломбардах ломбарду запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Поскольку основным видом деятельности ломбарда является предоставление (а не получение) краткосрочных займов гражданам, то получение обществом займов у физических лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности. В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ общество не представило в Росфинмониторинг сведения по данным операциям. Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства РФ в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ. Довод общества о том, что обязанность представления в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, возложена на кредитные организации (банки), основан на неверном толковании норм Закона № 115-ФЗ, в связи с чем подлежит отклонению. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо Росфинмониторинга от 19.11.2009 г. не принимается апелляционной коллегией, поскольку общество привлечено к ответственности за непредставление в Управление сведений по операциям, предусмотренным абз. 1 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ (снятие со счета или зачисление на счет Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу n А32-2370/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|