Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу n А32-17149/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/аПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-17149/2009-63/270 02 февраля 2010 г. №15АП-11854/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2010 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Винокур И.Г. судей Гиданкиной А.В., Николаева Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батехиной Ю.П. при участии: от заявителя: представитель не явился, извещен (уведомление №38794) от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен (уведомление №38795) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 октября 2009г. по делу № А32-17149/2009-63/270 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» к заинтересованному лицу ИФНС России №4 по г. Краснодару о признании требования недействительным в части принятое в составе судьи Погорелова И.А. УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России №4 по г. Краснодару (далее – налоговая инспекция) о признании недействительным требования налоговой инспекции от 04.06.2009 № 12/1622 в части требования представить документы, за исключением книги покупок. Решением суда от 20 октября 2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция при направлении требования действовала в пределах представленных полномочий и обоснованно предъявила налогоплательщику оспариваемое требование. В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилось общество с апелляционной жалобой, с учетом дополнения к обоснованию апелляционной жалобы, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, а именно признать недействительным требование от 04.06.2009г. № 12/1622 как несоответствующий действующему законодательству РФ и нарушающий законные интересы общества в части требования предоставить документы, указанные в требовании, за исключением книги покупок. По мнению подателя жалобы, налоговая инспекция в рамках камеральной проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в случаях, прямо не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Поскольку неисполнение оспариваемого требования может повлечь привлечение общества к налоговой ответственности и наложение штрафа, выставление данного требования нарушает права и законные интересы общества. В отзыве на апелляционную жалобу налоговая инспекция указывает на необоснованность и несоответствие действующему законодательству доводов апелляционной жалобы. В судебном заседании в составе суда произведена замена в порядке ст. 18 АПК РФ, общество по почте направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Протокольным определением суда: ходатайство удовлетворено. Налоговая инспекция по факсу направило отзыв, в котором просит решение суда от 20 октября 2009г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Суд, совещаясь на месте, определил: ходатайство удовлетворить. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость за 1,2,3,4 кварталы 2008 год (л.д. 12 – 34). В декларации за 1 квартал 2008г. сумма налога, исчисленная к уплате составила 2179814 руб., за 2 квартал 2008г. сумма налога, исчисленная к уплате составила 35405855 руб., за 3 квартал 2008г. сумма налога, исчисленная к уплате составила 35142896 руб., за 4 квартал 2008г. сумма налога, исчисленная к уплате составила 22836904 руб. 04.06.2009 обществу выставлено требование № 12/1622 о представлении пояснений (внесении исправлений в налоговую отчётность), в котором указано, что согласно договору о реализации инвестиционной программы ООО «Краснодар Водоканал» по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2011 годы, источниками финансирования инвестиционной программы является плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Обществу необходимо в пятидневный срок представить реестр договоров с юридическими и физическими лицами о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения в рамках реализации инвестиционной программы за 2007 и 2008 годы. В реестре необходимо указать номер договора, дату, наименование «Заказчика», сумму по договору, а также представить копии ежеквартальных отчетов за 2007 – 2008 годы о выполнении инвестиционной программы, представляемых согласно пп. 3.1.1. п. 3 Договора о реализации инвестиционной программы (л.д. 35). Общество письмом от 15.06.2009 № 4515 направило в налоговый орган реестр договоров с юридическими и физическими лицами о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения в рамках реализации инвестиционной программы за 2007 и 2008 годы (л.д. 36 – 62). В части предоставления иных документов, указанных в требовании, заявитель считает данное требование незаконным, что послужило основанием для обращения его с заявлением в суд. Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что действия налогового органа по направлению требования о предоставлении пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, соответствуют положениям статей 23 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации и согласуются в позицией Конституционного Суда, изложенной в определении от 12.07.2006 N 267-О. Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее: В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном НК РФ. К числу налоговых проверок статьей 87 НК РФ отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. НК РФ различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности как налогоплательщика, так и налогового органа. Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (пункты 3 и 4 статьи 88 НК РФ). Согласно п. 7 статьи 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ, обязанность представить документы возникает у налогоплательщика в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ. Случаи, когда налоговый орган при проведении камеральных проверок вправе требовать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы, приведены в пунктах 6, 8 и 9 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные пункты не предоставляют право налоговому органу истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты НДС. Глава 21 НК РФ не предполагает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС, по которой заявлен к уплате налог, первичные документы, послужившие основанием для исчисления налога в заявленном размере, не содержит такой обязанности и ст. 23 НК РФ. Установление соответствия представленной отчетности первичным документам - это предмет выездной налоговой проверки. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика документы в соответствии с НК РФ. Вместе с тем, ст. 31 НК РФ не содержит положения о праве налогового органа требовать представления подтверждающих исчисление НДС документов в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС, по которой заявлен к уплате налог. Таким образом, НК РФ не содержит положений, обязывающих налогоплательщика, заявившего в декларации НДС к уплате, представлять при подаче декларации по НДС дополнительные документы, а также не предусматривает право налогового органа в ходе камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика такие документы. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08 по делу № А07-10131/2007-А-РМФ. Если проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, налоговому органу предписано совершить одно из следующих действий: 1) сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения; 2) внести соответствующие исправления в налоговую декларацию в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ); Таким образом, ст. 88 НК РФ не предоставляет налоговому органу права истребовать в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, по которой заявлен налог к уплате первичные документы, подтверждающих правильность исчисления налога. Выявив указанные в ст. 88 НК РФ ошибки и противоречия сведений, налоговый орган вправе произвести лишь одно из двух вышеназванных действий. Учитывая, что обществом по факту выявленных инспекцией противоречий представлены пояснения и книга покупок, требования в остальной части следует признать недействительным. Также обоснован довод подателя жалобы о нарушении данным требованием прав общества. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет привлечение к ответственности по статье 126 Кодекса. Следовательно, неисполнение оспариваемого требования может повлечь для общества неблагоприятные последствия в виде привлечения к налоговой ответственности и наложения штрафа. При изложенных обстоятельствах, оспариваемое требование налогового органа в части истребования у общества указанных в нем документов, за исключением книги покупок, не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции неправомерно сослался на преюдициальность решения по делу № А-32-17148/2009-33/130, поскольку Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2009 было отменено, требование инспекции ФНС России N 4 по г. Краснодару было признано недействительным. Суд апелляционной инстанции полагает, что следует признать недействительным требование ИФНС России № 4 по г. Краснодару от 04.06.2009 № 12/1622 в части требования представить документы, за исключением книги покупок. В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, следует взыскать с ИФНС России №4 по Краснодарскому краю в пользу ООО «Краснодар Водоканал» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 октября 2009г. по делу № А32-17149/2009-63/270 отменить. Признать недействительным требование ИФНС России № 4 по г. Краснодару от 04.06.2009г. № 12/1622 в части истребования у ООО «Краснодар Водоканал» указанных в нем документов, за исключением книг покупок, как несоответствующее НК РФ. Взыскать с ИФНС России № 4 по г. Краснодару в пользу ООО «Краснодар Водоканал» 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий И.Г. Винокур Судьи А.В. Гиданкина Д.В. Николаев Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу n А32-21383/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|