Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2010 по делу n А32-17150/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/аПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-17150/2009 01 февраля 2010 г. 15АП-11856/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2010 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шимбаревой Н.В. судей Винокур И.Г., Д.В. Николаева при ведении протокола судебного заседания секретарем Соленцовой И.В. при участии: от заявителя: не явился; от заинтересованного лица: не явился; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Краснодар Водоканал» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2009 г. по делу № А32-17150/2009 по заявлению ООО «Краснодар Водоканал» к заинтересованному лицу ИФНС России №4 по г. Краснодару о признании недействительным требования принятое в составе судьи Погорелова И.А. УСТАНОВИЛ: ООО «Краснодар Водоканал» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным требования Испекции Федеральной налоговой службы России № 4 по г. Краснодару (далее – инспекция) от 01.06.2009 № 12/1600 в части требования представить документы, за исключением книги покупок. Решением суда от 20.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция при направлении требования № 12/1600 от 01.06.2009 действовала в пределах представленных полномочий и обоснованно предъявила налогоплательщику оспариваемое требование. ООО «Краснодар Водоканал» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить. Податель жалобы полагает, что налоговая инспекция в рамках камеральной проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в случаях, прямо не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Поскольку неисполнение оспариваемого требования может повлечь привлечение общества к налоговой ответственности и наложение штрафа, выставление данного требования нарушает права и законные интересы общества. В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Участвующие в деле лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей, ходатайства судом удовлетворены. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ. Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, ООО «Краснодар Водоканал» представило в ИФНС России № 4 по г. Краснодару декларацию по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2009 года (л.д. 14 – 18 т.1). В ходе камеральной проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что заявленные сведения об объёме реализации по НДС больше доходов по налогу на прибыль и выручки по форме 2 на 98 466 руб. 01.06.2009 г. обществу было выставлено требование № 12/1600 о представлении пояснений (внесении исправлений в налоговую отчётность) (л.д. 19 т.1), в котором обществу предложено представить копию приказа об учётной политике на 2009 год для целей налогового учёта, расшифровку доходов и расходов по налогу на прибыль за первый квартал 2009 года, расчет суммы резерва на ремонт основных средств. Кроме того, указано на необходимость представления в 10-дневный срок следующих документов: - копии акта передачи муниципального имущества, согласно договорам аренды № 448, № 449 от 28.09.2006; - копий отчётов о реализации инвестиционной программы по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения МО г. Краснодар на 2007 – 2011 годы № 11174 за каждый отчётный период; - договоров на выполнение работ (услуг); - книги покупок; - копий полученных счетов-фактур, оформленных в соответствии со статьёй 169 Налогового кодекса Российской Федерации, - акта сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2, - данных по бухгалтерским счетам: 01, 02, - журнала учёта полученных счетов-фактур, - акта ввода в эксплуатацию объектов основных средств, - справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, или внести соответствующие исправления в налоговые декларации. Книга покупок за 1 квартал 2009 года вместе с пояснением несоответствий была представлена обществом в налоговый орган (л.д. 20 – 68 т.1). В части предоставления иных документов, указанных в требовании, заявитель полагает, что данное требование незаконно, поскольку НДС к возмещению не заявлен и льготы НПО налогу на прибыль и НДС не заявлялись. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Краснодар Водоканал» с заявлением в суд. Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что действия налогового органа по направлению требования о предоставлении пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, соответствуют положениям статей 23 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации и согласуются в позицией Конституционного Суда, изложенной в определении от 12.07.2006 N 267-О. Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее: В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном НК РФ. К числу налоговых проверок статьей 87 НК РФ отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. НК РФ различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности как налогоплательщика, так и налогового органа. Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (пункты 3 и 4 статьи 88 НК РФ). Согласно п. 7 статьи 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ, обязанность представить документы возникает у налогоплательщика в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ. Случаи, когда налоговый орган при проведении камеральных проверок вправе требовать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы, приведены в пунктах 6, 8 и 9 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные пункты не предоставляют право налоговому органу истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты НДС. Глава 21 НК РФ не предполагает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС, по которой заявлен к уплате налог, первичные документы, послужившие основанием для исчисления налога в заявленном размере, не содержит такой обязанности и ст. 23 НК РФ. Установление соответствия представленной отчетности первичным документам - это предмет выездной налоговой проверки. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика документы в соответствии с НК РФ. Вместе с тем, ст. 31 НК РФ не содержит положения о праве налогового органа требовать представления подтверждающих исчисление НДС документов в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС, по которой заявлен к уплате налог. Таким образом, НК РФ не содержит положений, обязывающих налогоплательщика, заявившего в декларации НДС к уплате, представлять при подаче декларации по НДС дополнительные документы, а также не предусматривает право налогового органа в ходе камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика такие документы. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08 по делу № А07-10131/2007-А-РМФ. Довод инспекции о выявленных ею противоречиях между сведениями, указанными в налоговой декларации общества, и сведениями, отраженными в форме 2, не может быть принят во внимание. Если проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, налоговому органу предписано совершить одно из следующих действий: 1) сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения; 2) внести соответствующие исправления в налоговую декларацию в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ); Таким образом, ст. 88 НК РФ не предоставляет налоговому органу права истребовать в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, по которой заявлен налог к уплате первичные документы, подтверждающих правильность исчисления налога. Выявив указанные в ст. 88 НК РФ ошибки и противоречия сведений, налоговый орган вправе произвести лишь одно из двух вышеназванных действий. Учитывая, что обществом по факту выявленных инспекцией противоречий представлены пояснения и книга покупок, требования в остальной части следует признать недействительным. Также обоснован довод подателя жалобы о нарушении данным требованием прав ООО «Краснодар Водоканал». Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет привлечение к ответственности по статье 126 Кодекса. Следовательно, неисполнение оспариваемого требования может повлечь для общества неблагоприятные последствия в виде привлечения к налоговой ответственности и наложения штрафа. При изложенных обстоятельствах, оспариваемое требование налогового органа от 01.06.2009 № 12/1600 в части истребования у общества указанных в нем документов, за исключением книги покупок, не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции неправомерно сослался на преюдициальность решения по делу № А-32-17148/2009-33/130, поскольку Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2009 было отменено, а требование инспекции ФНС России N 4 по г. Краснодару было признано недействительным. Суд апелляционной инстанции полагает, что следует признать недействительным требование ИФНС России № 4 по г. Краснодару от 01.06.2009 № 12/1600 в части требования представить документы, за исключением книги покупок. В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, следует взыскать с Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю в пользу ООО «Краснодар Водоканал» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2009 г. по делу № А32-17150/2009 отменить. Признать недействительным требование Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по г. Краснодару от 01.06.2009 № 12/1600 в части требования представить документы, за исключением книги покупок. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по г. Краснодар в пользу ООО «Краснодар Водоканал» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий Н.В. Шимбарева Судьи И. Г. Винокур Д.В. Николаев Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2010 по делу n А32-2710/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|