Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2009 по делу n А53-14006/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-14006/2009 21 декабря 2009 г. 15АП-10931/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Барановой Ю.И. судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И. при ведении протокола судебного заседания председательствующим Барановой Ю.И. при участии: от истца: представитель Северьянова О.В., доверенность от 22.04.2009г. от ответчика: представитель Карапетян Ш.А., доверенность от 01.04.09г. № 02-ю от третьих лиц: от ОАО «РЖД»-представитель Горошенко И.О., доверенность от 15.12.2008г.№ НЮ-10/715 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГП ВОЖДТ России в лице филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10. 2009г. по делу № А53-14006/2009 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт", к ответчику ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "РЖД" в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога», ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" о взыскании 337 264 руб. 22 коп. принятое в составе судьи Лусегеновой З.С. УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северо-Кавказской железной дороге о взыскании 337 264 руб. 22 коп. убытков, возникших в связи с недостачей груза в вагоне-цистерне № 51129138 по ж.д. отправке № ЭХ 667424. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога». Решением суда от 05.10.2009 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 337 264 руб. 22 коп. Решение мотивировано тем, что сопровождение груза осуществлялось на основании договора от 01.11.07г. № 8/НОР-2/239-1234/2007 заключенного между грузоотправителем и ведомственной охраной, который является договором в пользу третьего лица – грузополучателя. В соответствии с Правилами перевозки грузов в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за хранение грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз. Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность и незаконность решения ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также применение закона, не подлежащего применению. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истец не является стороной договора № 8/НОР-2/239/1234/2007 от 01.11.2007г., заключенного с грузоотправителем, и не может предъявлять требования, возникающие из данного договора. ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» представило отзыв, в котором ссылается на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» в судебное заседание не явилось, отзыв не направило, извещено надлежащим образом. Представитель ОАО «РЖД» в лице СКЖД в судебном заседании пояснил,. что в соответствии со ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, если перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя. В данном случае груз следовал под охраной ФГП ВО ЖДТ РФ. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 ноября 2007 года между ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» был заключен договор № 8/нор-2/-1234/2007, согласно п. 2.1 которого охрана приняла на себя обязательства по обеспечению сохранности грузов в вагонах (контейнерах), перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и иными нормативными актами в области железнодорожных перевозок. Согласно пунктам 2.3, 3.3 договора №8/нор-2/-1234/2007 грузы в вагонах (контейнерах) принимаются под охрану на железнодорожных путях (местах) общего и необщего пользования после оформления в установленном порядке перевозочных документов. Услуги по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузом в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом оказывается охраной в рамках договора перевозки, заключенного грузоотправителем, грузополучателем с перевозчиком, а также в соответствии с Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом. Пунктом 5.2 данного договора предусмотрено, что в случае хищения, утраты, повреждения груза в пути следования при выполнении обязательств по настоящему договору охрана возмещает заказчику причиненный ущерб в размере стоимости похищенного, утраченного, поврежденного груза на основании письменной претензии заказчика. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявляемые заказчиком требования, в т.ч. коммерческий акт, которые представляются в подлинниках либо надлежащим образом заверенных копиях. Охрана несет ответственность за сохранность груза от момента приема вагонов (контейнеров) с грузом по акту передачи, до момента передачи уполномоченному представителю заказчика. На основании договора № 1354/2007 от 01.12.2007г. на поставку нефтепродуктов, оказание агентских и иных услуг от ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» (поставщик) со станции Татьянка по ж.д. накладной № ЭХ 667424 на подъездной путь Сочинской нефтебазы ООО «ЛУКОЙЛ – Югнефтепродукт» (покупатель) прибыл вагон – цистерна № 51129138 с автомобильным бензином Премиум Евро-95, масса груза нетто по накладной 52650 кг. Груз следовал в сопровождении ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ по соответствующей железнодорожной накладной, оформленной грузоотправителем, со станции Татьянка Приволжской железной дороги до станции Веселое Северо-Кавказской железной дороги. Согласно ж/д накладной вагон-цистерна опломбирован ЗПУ «Спрут» 777 РЖД № 5001558. При приеме вагона – цистерны № 51129138 обнаружено, что количество бензина, указанного по документам, не соответствует количеству бензина в цистерне, о чем был составлен акт № 32 от 18.11.2008. При приеме вагона – цистерны также было установлено, что оттиски и тип ЗПУ соответствует указанным в сопроводительных документах, но проушины для ЗПУ повреждены, есть прямой доступ к нефтепродуктам. Фактически вагон – цистерна был передан грузополучателю с исправным ЗПУ, что отражено в акте передачи вагонов с грузом, сопровождаемых ведомственной охраной ЖДТ России серии В № 51470/001809 от 17.11.2008г. Недостача бензина Премиум Евро-95 с учетом нормы естественной убыли составила 18531 кг на сумму 337 264 руб. 22 коп. Комиссия при приемке груза пришла к выводу о том, что недостача груза произошла в виду его не сохранности в пути следования в результате не обеспечения его надлежащей охраны. Претензией № 1361/но от 29.12.2008г. ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» потребовало от ведомственной охраны возместить причиненный в результате хищения нефтепродуктов ущерб в сумме 337 264, 22 руб. Претензия оставлена ведомственной охраной без удовлетворения со ссылкой на отсутствие у ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» права требования возмещения ущерба, поскольку договор на оказание услуг по сопровождению груза заключен с грузоотправителем, что послужило основанием для обращения ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в арбитражный суд с иском по настоящему делу. Удовлетворяя требования истца о взыскании ущерба в размере 337 264, 22 руб. за счет ведомственной охраны, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Из взаимоотношений сторон, сложившихся при исполнении договора от 01.11.2007 г. № 8/НОР-2/239-1234/2007, следует, что данный договор заключен в пользу третьего лица - собственника перевозимых грузов, так как в сопроводительных документах на принимаемый охраной груз указывалось лицо, в интересах которого осуществлялась перевозка. В накладной № ЭХ 667424 в графе грузополучатель указан ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». В соответствии с условиями договора на сопровождение ведомственная охрана приняла на себя обязанности не только в отношении грузоотправителя, но и в отношении грузополучателя. Ответчик обязался принять под охрану вагоны с грузами, обеспечить сопровождение и охрану принятых вагонов с грузами и передать грузополучателю вагоны с грузами по прибытии на станцию назначения с оформлением акта передачи (п. 2.2 приложения к договору от 01.11.2007г. № 8/НОР-2/239-1234/2007. Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что из договора № 8/НОР-2/239-1234/2007 не усматривается, что он заключен в пользу третьего лица, не может быть признан обоснованным. В соответствии со статьей 430 Гражданского кодекса Российской Федерации договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Таким образом, собственнику имущества, которому причинен ущерб, переходит право на возмещение должником убытков в силу договора, заключенного кредитором (в данном случае ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка») и должником в пользу третьего лица. При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовались положениями разработанных в соответствии со статьей 17 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. № 38, а также нормой статьи 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. В пункте 1 Правил перевозок грузов указано, что сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти. В силу пункта 3.2 Положения о порядке охраны объектов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного Министерством путей и сообщения Российской Федерации от 06.10.2001 N ЦУО-859, при приеме под охрану вагонов с взрывчатыми материалами обращается особое внимание на исправность кузова вагона (пола, обшивки, стен, крыши, дверей, люков), наличие и исправность ЗПУ, закруток и пломб. Согласно пункту 7 Правил в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут уполномоченные грузоотправителем лица, которые сопровождали груз. В соответствии со ст. 36 Устава железнодорожного транспорта РФ грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз в соответствии с заключенным договором поставки с грузоотправителем и получить транспортную железнодорожную накладную, предъявив для этого необходимую документацию. Право распоряжения грузом возникает у грузополучателя с момента получения транспортной железнодорожной накладной. Вагон-цистерна № 51129138 прибыл на станцию назначения в сопровождении охраны с ЗПУ. Факт принятия груза под охрану подтверждается железнодорожной накладной № ЭХ 667424, согласно которой ответчик принял от ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» под охрану спорный вагон с исправными ЗПУ грузоотправителя без замечаний, за весом указанным в накладной. При сдаче цистерны установлена недостача нефтепродуктов, в акте зафиксировано, что ЗПУ поврежден, имеется прямой доступ к грузу. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства, так как груз принят был под охрану с исправными пломбированными устройствами, о чем свидетельствует штемпель на железнодорожной накладной, а цистерна передана грузополучателю с поврежденным ЗПУ и с недостачей, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом. При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 118 УЖТ РФ в силу которой - перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение принятого для перевозки груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя, кем является ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге. В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2009 по делу n А53-19392/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|