Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу n А53-21560/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/аПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-21560/2007-C3-26 21 марта 2008 г. 15АП-1113/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2008 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Барановой Ю.И.,судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатко Е.В. при участии: от истца: представитель – Богатырев С.А. по доверенности от 18.01.2008г., паспорт 60 05 № 473632, выдан ОВД Кировского района г. Ростова-на-Дону 31.08.2005г. от ответчика: представитель – Дурасанян Э.В. по доверенности № 7/2/08 от 15.01.2008г., удостоверение № 212 от 27.09.2007г. от третьих лиц: представитель не явился, извещен (уведомление 19205 5) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Донпромродснаб» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.01. 2008г. по делу № А53-21560/2007-C3-26 по иску закрытого акционерного общества «Донпромродснаб» к ответчику Управление Федерального агентства по резервам по Южному федеральному округу при участии третьего лица Управление Федерального казначейства по Ростовской области о признании незаконным бесспорного списания денежных средств принятое в составе судьи Бондарь Т.С. УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество «Донпромродснаб» (далее –ЗАО «Донпромродснаб») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Управлению Федерального агентства по резервам по Южному федеральному округу (далее –Росрезерв) о признании незаконными действия Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному Федерального округу по списанию в бесспорном порядке денежных средств в сумме 507 315 руб. 60 коп. с расчетного счета ЗАО «Донпромродснаб», и не подлежащим исполнению инкассового поручения № 4 от 09.11.2007г. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 68, 69)). Исковые требования мотивированы тем, что между сторонами заключен госконтракт № 59/ОГР/ЧС на поставку продукции, где истец выступает поставщиком и согласно которому срок поставки установлен до 16.09.07г. По независящим от поставщика причинам допущена просрочка в поставке продукции. На основании указанных обстоятельств со ссылкой на п.2 ст. 16 ФЗ «О государственном материальном резерве» ответчик выставил инкассовое поручение № 4 от 09.11.2007г. для списания в безакцептном порядке с расчетного счета истца штрафа в размере 50% стоимости продукции, поставленной с просрочкой. Указанные действия ответчика противоречат Конституции РФ и нарушают права истца на защиту своих интересов. Решением арбитражного суда Ростовской области от 16.01.2008г. в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что в соответствии с п. 5.5. госконтракта стороны установили, что предусмотренные штрафы взыскиваются в бесспорном порядке, в связи с чем, заявитель добровольно допустил ограничение своих прав, в том числе использования судебной защиты. Общество с ограниченной ответственностью «Дональянс» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда отменить, а исковые требования удовлетворить в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не правильно применены нормы материального права. Истец считает, что п.5.5 договора противоречит действующему законодательству, ссылается на Постановление Конституционного суда РФ от 17.12.96г. № 20-П и Определение Конституционного суда РФ от 04.03.99г. № 50-О, которыми установлено несоответствие Конституции Российской Федерации норм о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций без согласия юридических лиц, в не зависимости от того, каким органом принимается решение о производстве взыскания и каким нормативным актом такое право ему предоставлено, распространяется на все иные органы, в том числе государственные службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции. В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федерального агентства по резервам по Южному Федеральному округу указало, что в настоящее время, после вынесения судом первой инстанции решения, инкассовое поручение отозвано по причине отсутствия у истца денежных средств на расчетном счете, однако считает действия органа соответствующими закону. Право на бесспорное списание штрафа за просрочку поставки продукции предусмотрено п.2 ст. 16 ФЗ «О государственном материальном резерве» и условием п.5.5 госконтракта, в связи с чем просит заявленную жалобу отклонить. В судебном заседании отсутствует представитель 3-го лица -Управления Федерального Казначейства по Ростовской области, надлежащим образом, уведомленного о времени и месте рассмотрения спора. В судебном заседании объявлялся перерыв с размещением информации на сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда. В судебном заседании истец заявил частичный отказ от исковых требований. До решения вопроса о принятии частичного отказа от исковых требований судом, истец просил рассмотреть первоначально заявленные требования с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ. На основании изложенного, судом апелляционной инстанции рассматривается поданная апелляционная жалоба. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, между Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (Государственный заказчик) и ЗАО «Донпромпродснаб» (Поставщик) заключен договор на поставку продукции-фанеры клеенчатой в согласованном ассортименте, количестве, цене, сорте. В соответствии с п.1.1 договора срок поставки продукции установлен до 16.09.2007г. общая сумма договора составляет 2 208 000 руб. Пунктом 5.2.1 договора стороны предусмотрели ответственность поставщика за просрочку поставки продукции в виде взыскания неустойки в размере 50% стоимости недопоставленной продукции. Согласно пункту 5.5 договора штрафы и неустойки, предусмотренные, в том числе п.5.2.1 договора, взыскиваются с поставщика в бесспорном порядке по ценам на продукцию на момент взыскания. Судом первой инстанции установлено, что истец свои обязательства по поставке продукции исполнил, однако, имела место просрочка поставки продукции до 01.11.2007г. 09.11.2007г. в адрес ЗАО «Донпромродснаб» ответчик выставил инкассовое поручение № 4 о списании в безакцептном порядке 507 315 руб. 60 коп., с основанием: «Неустойка за нарушение условий гос.контракта № 59/ОГР/ЧС от 02.07.07 согласно п.2 ст. 16 гл. 4 Федерального закона «О государственном материальном резерве» от 23.11.94г. № 79-ФЗ». Считая, что действия ответчика противоречат Конституции РФ, истец обратился с настоящим иском в суд. Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции указал на соответствие действий ответчика действующему законодательству а также на добровольное ограничение истцом своих прав, в том числе использования судебной защиты. Данный вывод суда ошибочен. В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ № 79-ФЗ от 24.12.94г. «О государственном материальном резерве» за просрочку поставки (закладки), недопоставку (неполную закладку) материальных ценностей в государственный резерв поставщик (организация, обязанная осуществлять ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва) уплачивает неустойку в размере 50 процентов стоимости недопоставленных (незаложенных) материальных ценностей. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. Кроме уплаты неустойки поставщик (организация, обязанная осуществлять ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва) возмещает понесенные получателем убытки. Согласно пункту 16 указанной статьи взыскание неустойки, предусмотренное п.2 производится в бесспорном порядке. Постановлением Конституционного суд Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 20 по делу о проверки законности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 закона Российской Федерации от 24 июня 1993года «О федеральных органах налоговой полиции» при рассмотрении жалоб собственников ТОО «МКМ ЛТД» и «5м ЛТД» на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 2 и 3 части первой статьи 11 закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» установлено, что при наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение, по смыслу статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3; статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999г. № 50-О «По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»» указано: «Вопрос о конституционности законоположения, допускающего возможность взыскания сумм штрафов и иных санкций с юридических лиц - в бесспорном, а с физических лиц - в судебном порядке, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Вывод Конституционного Суда Российской Федерации, признавшего, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций без их согласия, т.е. при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой службой - принимается решение о производстве взыскания и каким нормативным актом (или отдельными его положениями) такое право ему предоставлено, распространяется на все иные органы, в том числе государственные службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции.» Судом апелляционной инстанции установлено, что с целью взыскания штрафа ответчиком выставлено инкассовое поручении № 4 от 09.11.2007г. на списание 507 315 руб. 60 коп., с указанием основания «Неустойка за нарушение условий гос.контракта № 59/ОГР/ЧС от 02.07.07 согласно п.2 ст. 16 гл. 4 Федерального закона «О государственном материальном резерве» от 23.11.94г. № 79-ФЗ». ЗАО «Донпромпродснаб» не согласился с действиями ответчика и обжаловал их в судебном порядке, приведя в обоснование в том числе доводы относительно несогласия с суммой штрафных санкций и указав об отсутствии вины в нарушении сроков поставки. Однако, при наличии спора по существу ответчик полагает свои действия законными и обоснованными. При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что общество выразило согласие на списание штрафа в бесспорном порядке. Ссылка ответчика на п.5 5 госконтракта, согласно которому штрафные санкции подлежат списанию в бесспорном порядке судом не принимается. В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. Пункт 5.5 спорного договора противоречит действующему законодательству и не подлежит применению в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку бесспорный порядок списания штрафа контролирующим органом в случае несогласия должника не соответствует нормам ст. 35 Конституции Российской Федерации, Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 20. Определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999г. № 50-О. При этом, ответчик не лишен права взыскания штрафных санкций, предусмотренных договором, в судебном порядке и в настоящий момент это право ответчиком реализовано путем подачи искового заявление о взыскании штрафных санкций в судебном порядке. Вывод суда первой инстанции о добровольном допущении истцом ограничения своих прав, в том числе на судебную защиту ошибочен, поскольку возможность обращения в суд за судебной защитой гарантирована положениями действующей Конституции Российской Федерации и соглашение об ее отмене ничтожно. При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению. Расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе возлагаются на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.01.2008г. по делу №А53-21560/2007-С3-26 отменить. Признать незаконными действия Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному Федеральному округу по списанию в бесспорном порядке денежных средств в сумме 507 315 руб. 60 коп. с расчетного счета ЗАО «Донпромпродснаб», как несоответствующими ч.3 ст. 35, ч.3 ст.55, ст. 57 Конституции Российской Федерации, признать не подлежащим исполнению инкассовое поручение № 4 от 09.11.2007г. Взыскать с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному Федеральному округу в пользу ЗАО «Донпромпродснаб» 3 000 руб.- расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий Ю.И. Баранова Судьи С.В. Ехлакова Н.И. Корнева Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу n А32-12485/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|